Эксперты предсказали будущее капремонта

Региональные программы капремонта в перспективе могут оказаться под угрозой срыва - суммы взносов недостаточны для проведения работ, дефицит доходит почти до 80%

Региональные программы капремонта в перспективе могут оказаться под угрозой срыва - суммы взносов недостаточны для проведения работ, дефицит доходит почти до 80%. К таким выводам по результатам мониторинга пришли эксперты фонда "Институт экономики города".

Фото: Антон Новодережкин/ ИТАР-ТАСС

Отсроченные риски

Эксперты проанализировали региональные программы капремонта в девяти субъектах - от Калининградской области до Пермского края. Выяснилось, что установленные в них взносы в разы меньше необходимых. За основу аналитики брали стоимость ремонта 1 кв. м жилой площади, которую сами регионы определяют местными нормативами.

В Омской области цена одна из самых высоких - 9791 руб. за кв м., для покрытия этой стоимости в следующие 30 лет работы программы необходимо собирать по 27,2 руб. за квадратный метр. Однако установленный в регионе взнос на капремонт - 6,7 руб за квадратный метр.Соответственно, дефицит составляет 20,5 руб. И такая недостача практически во всех регионах.

В Курской области стоимость капремонта 4754 руб. за кв, но при этом к существующему взносу в 6,5 руб. нужно добавить почти столько же, чтобы достичь необходимой суммы в 13,2 рубля. В Петербурге стоимость ремонта 1 кв.м варьируется от 5067 до 9866 руб., необходимый размер взноса должен составлять от 16,9 до 32,9 руб., и установленный тариф в 3 руб. явно недостаточен.

По закону, заниженные взносы могут компенсироваться бюджетным софинансированием - в Петербурге из казны к 3 руб. добавляют еще 4,2. Однако этих объемов все равно недостаточно, а текущая экономическая ситуация вряд ли располагает к дополнительным бюджетным тратам. В итоге в перспективе региональные программы капремонта могут быть сорваны, а дефицит средств может доходить до 80%, отмечают эксперты Института экономики города. И подтверждают это на конкретных примерах.
В той же Омской области на ремонт пятиэтажки 1960-х годов за 30 лет действия программы соберут 9,4 млн рублей. А нужно - 39,5 млн, нехватка составляет 76%.

Рубля не хватает

Наиболее благополучным регионом в плане капремонта эксперты считают Москву. Хотя установленный здесь взнос в 15 руб. вызывал немало вопросов у граждан, он почти адекватен необходимому. При стоимости капремонта в 5797, взнос в столице должен был быть 16,1 рубля. То есть дефицит составляет всего 1,1.

Соответственно, в перспективе это позволит столице справляться со взятыми обязательствами. Например, на пятиэтажку 1963 г. соберут за 30 лет свыше 18 млн руб., то есть почти 90% от необходимых 21,7 миллиона. Таким образом, в Москве обеспечен более обоснованный подход к размеру взносов, позволяющий проводить все необходимые работы без существенного бюджетного софинансирования. Москва не перекладывает ответственность за нехватку средств на будущие поколения горожан, считают в Институте экономики города.

Эксперты также выделяют еще ряд преимуществ столичной программы в сравнении с регионами. Во-первых, Москва обязуется проводить комплексный ремонт с учетом сроков для каждой инженерной системы дома. Регионы же ограничиваются выборочным капремонтом. К тому же в столице значительно расширен и перечень работ, в него дополнительно включены ремонт мусоропроводов, систем дымоудаления, пожарного водопровода, внутреннего водостока.

В столице смогли подготовиться к программе капремонта за счет того, что в предыдущие десять лет Мосжилинспекция проводила ежегодный мониторинг состояния жилого фонда. Эти данные объективной оценки занесены во все информбазы БТИ, МЖИ и других городских организаций. Они обеспечивают адресность и прозрачность программы. Кроме того, Москва - единственный регион, где, в соответствии с требованиями законодательства, программу разбили на трехлетние периоды. С планом ближайшей очереди любой житель может ознакомиться на сайте департамента капремонта.

Сбалансированность столичной программы, по мнению экспертов, достигается за счет того, что реалистичный взнос дополняется серьезной адресной поддержкой населения со стороны властей. Малообеспеченные и льготные категории граждан получают бюджетные субсидии на оплату капремонта. Недавним решением мэра они были распространены еще на десять категорий льготников. В итоге мерами социальной поддержки в столице пользуются свыше четырех миллионов жителей, то есть каждый третий москвич.

Москва присоединилась к программе капремонта позже других регионов, взносы установлены с 1 июля этого года. Ранее ремонт жилого фонда полностью обеспечивался за счет бюджета, эти средства обеспечивали капремонт до 3 тыс. многоквартирных домов ежегодно. Однако возможности казны не успевали покрыть копившийся недоремонт в городе, жилой фонд ветшал, и в качестве вынужденной меры программа капремонта в столице была принята в декабре 2014-го.

Между тем финансирование капремонта собственниками жилья давно закреплено в мировой практике. В условиях рыночной экономики владелец обязан содержать свое жилье самостоятельно. Хотя в России после приватизации государство по инерции обеспечивало ремонт домов из бюджета. Но, похоже, те счастливые времена остались в прошлом.

Выбор читателей