Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Как поэту или композитору получить справедливый гонорар за использование своих произведений, что происходит в сфере интеллектуальной собственности - такие вопросы обсуждали заместитель директора РАО Екатерина Ананьева, композиторы Олег Иванов и Андрей Литягин, продюсер Иосиф Пригожин, экономист Никита Кричевский, театральный художник Виктор Вольский. Большой круглый стол прошел в пресс-центре "Комсомольской правды".
Сейчас в стране повсеместно идет борьба с "пиратством" - закрывают торренты, блокируют целые сайты, удаляют запрещенный контент. В век интернета автору крайне сложно отследить судьбу своего произведения и полностью реализовать права на его использование. Поэтому правообладателям в России нужна надежная защита, которую и призвано обеспечить Российское авторское общество.
"В 1993 году в РФ был принят закон об авторском праве и смежных правах, который впервые в нашей стране регламентировал вопросы коллективного управления именно в нормативном акте. И в законе говорилось о том, что управлять правами на коллективной основе могут только организации, которые были созданы непосредственно правообладателями", - сообщил заместитель гендиректора РАО Екатерина Ананьева.
В том же году появилось Российское авторское общество. С тех пор число его участников возросло с 1,5 до 26 тысяч авторов. Но тогда, в "лихие 90-е", все только начиналось - параллельно стали появляться и фирмы-мошенники: собранные ими за использование чужих произведений деньги до правообладателей вообще не доходили. Тогда по закону организации по коллективному управлению могли представлять интересы неопределенного круга авторов.
"Наиболее острой эта ситуация стала тогда, когда начал развиваться интернет, - отметила Екатерина Ананьева. - Те, кто постарше, помнят, что была такая скандальная ситуация с обществом РОМС, и был сайт Allofmp3, который использовал произведения мирового репертуара, а общество РОМС выдавало разрешения на использование произведений всех авторов, собирало деньги, неизвестно куда их перечисляло. Эта ситуация была настолько вопиющая, что даже обсуждалась на высоком международном уровне".
Возникла проблема: как же быть организациям по управлению правами на коллективной основе, выдающим лицензионные документы от имени неопределенного круга лиц? Решение вскоре нашли: в законе прописали, что хотя организаций по коллективному управлению может существовать бесконечное количество, но теперь они должны получатьгосаккредитацию. И только организация, которой государство доверяет, сможет представлять интересы неопределенного круга авторов. Именно РАО впервые в российской истории получило такую аккредитацию.
Чтобы защитить свои интересы, авторам не обязательно вступать в РАО. Госаккредитация позволяет ему представлять интересы всех авторов, за исключением тех, которые специально исключили свои произведения из репертуара РАО. В этом случае любая организация, желающая использовать произведения такого автора, должна обратитсянепосредственно к правообладателю.
По мнению композитора и продюсера Андрея Литягина, сегодня многие правообладатели довольно смутно понимают, каким образом они должны распоряжаться своими правами."Существует какая-то повальная мания по поводу РАО: для того чтобы отстаивать свои права, надо репертуар из РАО изъять. На самом деле люди неграмотные, они не понимают, что в 2012 году было постановление Верховного суда, закон о наследовании, который говорит о том, что для того, чтобы вам кому-то запрещать использовать результат вашего творчества, вам не нужно выводить из РАО репертуар. У вас такое право появилось. Если вы не хотите, чтобы ваше произведение использовалось, вы можете запретить напрямую", - объяснил Андрей Литягин.
В то же время многие критики РАО не имеют на то никаких реальных оснований, это "так называемая плеяда недовольных, люди, которые уже давно свои права продали крупным музыкальным издательствам, но хотят еще откуда-нибудь получить денег", - сказал он.
"У нас серьезный пробел в законодательстве - нам говорят: вы сами должны судиться или договариваться с людьми, которые на ваши произведения клеят сверху рекламу, - отметил он и поделился комичной историей о том, как в зале суда ему предложили сыграть на гитаре, чтобы он как композитор подтвердил свои профессиональные навыки. Именно в таких случаях особенно важна роль организации, занимающейся защитой авторских прав", - заявил Литягин.
Театральный художник, заслуженный деятель искусств Виктор Вольский, рассказал, почему он уже много лет состоит в авторском совете РАО. "Я пошел в него, потому что не очень понимал систему: как начисляются деньги, почему столько много недовольных. Я сам был недоволен, я не понимал, почему за мои спектакли не приходят деньги. Мне хотелось разобраться в этом вопросе. И, поступив в РАО, в авторский совет, помимо того что там замечательные люди смежных областей - и композиторы, и художники, и поэты, просто радостно на этом авторском совете находиться. Потому что можно поговорить, посмотреть в глаза друг другу, понять общие проблемы…Если происходят какие-то недоразумения и сложности, у нас есть замечательный юрист, к которому я не раз обращался по поводу сложностей у наших художников, и всегда эти вопросы решаются, всегда есть помощь, действительно настоящая помощь" - заявил Виктор Вольский.
Народный артист России Олег Иванов рассказал о становлении и развитии РАО.
"Российское авторское общество получило колоссально отстроенную систему - систему контроля над концертными площадками, ресторанной индустрией. Тем не менее, когда РАО начало работать, общий сбор в год был, если не ошибаюсь, около 300 миллионов рублей. Сейчас эта цифра гораздо больше, она исчисляется миллиардами. Сейчас РАО работает над тем, чтобы, грубо говоря, были охвачены кафе, парикмахерские, развлекательные, торговые центры и т. д. Везде, где звучит музыка… РАО является одной из самых динамично развивающихся организаций в нашей стране по всем жанрам. Тот колоссальный рост сбора авторских, который РАО демонстрирует, это в какой-то степени беспрецедентно по отношению к другим компаниям в различных отраслях", - подчеркнул он.
Экономист Никита Кричевский отметил, что главное в работе любой авторской организации - эффективность, и РАО этому требованию полностью отвечает. Другой участник круглого стола - продюсер Иосиф Пригожин - поделился опытом собственного успешного сотрудничества с РАО.
"Сейчас мы участвуем еще в одной программе, готовим структуру, которая называется СРО (саморегулируемая организация), для того чтобы регулировать в том числе организаторов, которые занимаются концертной деятельностью. Для того чтобы мы могли гармонично в том числе работать в коалиции с РАО. Там достаточно приличная группа людей, которые представлены на рынке. Это и safe entertainment, и компания "Арс", и компания Финкельштейна... это и Александр Достман. И мы пытаемся сейчас предложить государству создать это саморегулируемую организацию в концертной деятельности, чтобы навести порядок и игроки на рынке были понятны. Например, РАО для нас понятная организация. А вот что происходит на рынке концертной деятельности, даже для РАО непонятно, а не только государству, например. Очень много мошенников, которые сегодня объявляют концерт, вешают афиши, продают билеты, уходят с деньгами", - рассказал Пригожин.
Важной темой обсуждения стала проблема несоблюдения авторских прав в интернете. Как считает композитор, член РАО Владимир Матецкий, "вопрос охраны прав в интернете сегодня является самым острым и эмоционально болезненным в нашей стране да и во всем мире".
"Сделать идеальную систему охраны авторских прав в нашей стране очень трудно и по объективным, и по субъективным причинам, но организация, которая сегодня является флагманом в этой области, старается это делать, натыкаясь на всякие препятствия, непонимание. Понятно, что людям хочется все получать бесплатно, великое слово "халява" по-прежнему существует", - отметил Матецкий.
Композитор Олег Иванов, много лет входящий в авторский совет РАО, напомнил о другой, очень важной сфере деятельности общества - благотворительности. "Мы каждый раз, когда собираемся на авторском совете, разбираем заявления от авторов, которые просят выделить им средства на операцию, на лекарства, на какое-то лечение и т.д.", - сообщил он.
Как рассказала в завершении встречи Екатерина Ананьева, решения о благотворительных проектах в рамках Фонда национальной поддержки правообладателей принимают только сами правообладатели, а не РАО, организация, работающая на авторов. Основными благотворительными направлениями РАО являются поддержка молодых и пожилых авторов, музыкальных и кинофестивалей. Кроме того, РАО поддерживает целый рядмеждународных музыкальных фестивалей, таких как "Санкт-Петербургская музыкальная весна", "Московский международный джазовый фестиваль", фестиваль камерного исполнительства "Серебряная лира", Всероссийский фестиваль симфонической музыки "Имена России".
Президент не ожидал проблем с помощью от союзников
Не исключено, что это приведет к началу третьей мировой войны