Россияне голосуют кошельком за косметику

На волне кризиса потребители становятся практичнее и все чаще рассматривают косметику как один из самых популярных подарков. Такой выбор сделала треть опрошенных

Непростая ситуация в экономике заставляет россиян быть практичными при выборе новогодних подарков. Согласно ежегодному международному исследованию потребительских расходов в период рождественских и новогодних праздников компании "Делойт СНГ", в 2015 г. треть респондентов из России собираются дарить друзьям и близким парфюмерию и косметику.


Как видно, на фоне общего снижения потребительской активности, эта тенденции позитивно характеризуют потенциал развития рынка косметических и парфюмерных товаров, отмечает газета "Ведомости".

По мнению председателя правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Татьяны Пучковой, рынок косметических товаров в России в рублевом объеме продаж растет и будет расти, несмотря на кризис. Другое дело, что темп этого роста значительно снизился. На рынке сократилась доля импортных товаров из-за валютных рисков, и это одна из причин заметного роста контрактного производства в России.

Иностранные компании размещают заказы непосредственно в РФ, либо бывшие дистрибьюторы-импортеры запускают  производство линеек косметики, имевшей спрос у потребителей в предыдущие годы. Примечательно, что в этом году на рынок стали выходить небольшие линии новых российских брендов, и тенденция импортозамещения в сфере косметических товаров стала совершенно очевидной.

"В первую очередь, мы отмечаем серьезное перераспределение покупателей между сегментами. Потребители люксовой косметики переходят на среднеценовые бренды. Те же, кто привык к среднерыночным ценам на косметические товары, идут в низкий ценовой сегмент. Заметно вырос спрос на косметику и средства гигиены самого низкого ценового сегмента - до 100 рублей. Еще одна особенность российского рынка последнего года - это рост продаж профессиональной косметики для домашнего пользования. Женщины готовы экономить на салонах и услугах, но стараются сохранить привычку использования качественной косметики, делая процедуры своими силами", - отмечает Пучкова.

На конференции "Предприниматель и потребитель - шаги навстречу", которая состоялась в декабре, были озвучены результаты 2015-го и прогнозы на 2016-й год. По оценкам президента Ассоциации прямых продаж (АПП) Тамары Шокаревой, "наблюдается положительная динамика продаж на протяжении всего года. По итогам первого полугодия текущего года объем продаж составил 74,8 млрд руб., что на 7,8% больше аналогичных показателей предыдущего года. Драйверами роста стали категории "Косметика" и "Одежда". "Члены АПП, которая объединяет крупнейших представителей индустрии прямых продаж, по итогам 2015 года прогнозируют прирост примерно на 10%. Всего объем продаж компаний-членов Ассоциации превысит 155 млрд рублей".

Генеральный директор "Mary Kay Россия" Алла Соколова также отмечает устойчивость продаж на рынке косметики в целом, несмотря на кризис: "Если учитывать тенденцию сохранения покупательской активности к товарам первой необходимости даже во время спада экономики, то можно предположить, что люди скорее сократят расходы на покупку обновленных гаджетов, но по-прежнему сохранят приверженность к привычным косметическим брендам. Поэтому сейчас для стимулирования объемов продаж нашей продукции компания делает ставку на приоритетную для себя целевую аудиторию - людей, привыкших к высококачественной косметике и уникальному сервису. Как и во все времена, самым востребованным остается уход за кожей - и на рынке, и у нас в компании".

В то же время, сообщают практически все косметические компании, потребители хорошо реагируют на снижение цен. Поэтому традиционно на продажи как в целом, так и в предпраздничные дни существенно влияют специальные акции, скидки и бонусы.

Однако Виталий Вавилов, партнер Strategy Partners Group, не столь оптимистичен в своих прогнозах относительно состояния и развития рынка потребительских товаров в России: "В общем и целом снижение обязательно будет, так как снижаются реальные доходы населения, и даже спрос на товары первой необходимости уже падает. В зависимости от категорий я бы ожидал снижения от 5-20% в деньгах и 10-40% в натуральном выражении".

Сегодня россияне становятся все более практичными не только при выборе подарков в преддверии праздников, но при совершении покупок "на каждый день". Можно отказаться от покупки нового телевизора или мобильного телефона и уж тем более оставить еще на годик - другой старую машину. А вот сохранение своих привычек в выборе косметических и парфюмерных товаров, похоже, становится для россиян традицией. Поэтому можно с уверенностью сказать, что косметическая продукция по-прежнему остается одной из наиболее востребованных на потребительском рынке.

Выбор читателей