Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
В швейцарском Давосе в среду, 20 января, открылся Всемирный экономический форум. Одной из главных дискуссионных тем в этом году станет наступление так называемой четвертой промышленной революции. Лучшие экономические умы и представители ведущих государств решили обсудить перспективы и угрозы новой эры, в которую, по мнению ученых, вступает постиндустриальный мир.
Фото: David G. Mcintyre/ Zuma/ Global Look
Основатель и председатель ВЭФ профессор Клаус Шваб под четвертой промышленной революцией понимает "смешение технологий физического, цифрового и биологического мира, которое создает новые возможности и воздействует на политические, социальные и экономические системы". Проще говоря, при новом промышленном миропорядке станки и производимая продукция научатся "общаться" друг с другом, а участие человека в производственном процессе сведется к минимуму.
Первая промышленная революция шла на протяжении XVIII и XIX веков. Она ознаменовалась переходом от ручного труда к машинному. Вторая революция пришлась на начало XX века. В этот период станки начинают работать от электричества, а ключевым становится конвейерный принцип организации производства.
С началом нового тысячелетия развитые страны вступили в постиндустриальную эпоху, когда в промышленный процесс прочно вошли компьютеры. Признаками третьей промышленной революции стали постепенный отказ от полезных ископаемых в пользу возобновляемых источников энергии, сокращение числа рабочих, непосредственно занятых в производстве (они переместились за пульты управления станками и компьютерами), смещение центров прибыли от заводов к НИОКР и бюро промышленного дизайна.
В последний год в западном мире заговорили о том, что человечество стоит на пороге новой индустриальной эры, связанной со стремительным развитием интернета вещей. Реалии четвертой промышленной революции все сильнее проникают в повседневную жизнь. Автомобиль Tesla уже сегодня умеет общаться с владельцем через смартфон, изучает привычки хозяина, адаптируется к его маршрутам. В одну сеть связываются бытовые приборы и другие окружающие нас вещи.
Инновационные разработчики считают, что, например, умением кофеварки включаться по сигналу будильника в скором времени никого уже нельзя будет удивить. Что гораздо более важно - в единые сети, управляемые при помощи специальных приложений, постепенно объединяются целые сборочные линии. Станки ставят на выпускаемых деталях особые метки, которые позволяют сборочному роботу выполнять свою часть работы, не прибегая к помощи человека. Компьютеры контролируют запасы сырья, оптимизируют процедуру отгрузки товара, сами выстраивают логистические цепочки.
Ученые полагают, что новая промышленная революция, с одной стороны, открывает перед человечеством безграничные возможности, а с другой - несет неизбежные проблемы. Самая главная из них - трудоустройство освобожденных работников.
Дальнейшее развитие технологий приведет к ошеломительному росту производительности труда. Необходимость мониторить работу машин отпадет. Огромным заводом вполне сможет управлять небольшая группка инженеров. В результате сотни тысяч специалистов придется уволить. В некоторых развитых странах промышленный сектор сократится до минимума: последние годы производственные мощности и так активно выводятся в страны Юго-Восточной Азии.
Впрочем, это не значит, что вчерашние синие воротнички прямиком отправятся на финансовые рынки или в сферу услуг. По мнению журнала The Economist, в ближайшие годы и десятилетия заметно повысится роль уникальных производств. Технология 3D-печати позволяет создавать мини-заводы на дому. Первыми новую тенденцию почувствовали бизнес-акселераторы. Прежде они развивали, в основном, интернет-компании, но теперь проявляют интерес к реальным производствам.
Для жителей нашей страны наиболее актуальным является вопрос о том, какое место в этом "дивном новом мире" отведено России. Отечественная промышленность еще не в полной мере вышла из эпохи второй промышленной революции. Современных компьютеризированных производств не так много, как хотелось бы. Заказывать продукцию в Китае (особенно в сфере легкой промышленности) по-прежнему надежнее, проще и дешевле, чем организовывать производство на родине.
В этом слабость нашей страны, но на пороге четвертой промышленной революции в этом же и ее сила. У России есть уникальный шанс - обойти конкурентов на повороте, перепрыгнув из второй волны индустриализации сразу в четвертую. Вместо того чтобы бороться за повсеместное внедрение технологий и производственных моделей, актуальных на сегодняшний день, со стратегической точки зрения куда правильнее сыграть на опережение и быть готовыми к наступлению новой производственной эры.
Проводимые сегодня научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы должны подразумевать повсеместное проникновение интернета вещей. Готовить специалистов уже сегодня следует, исходя из требований завтрашнего дня. Изменения необходимо внести и в школьные программы. К меняющимся условиям производства, распределения и потребления должна быть приспособлена и структура национальной экономики.
Выступая перед журналистами накануне открытия Давосского форума профессор Шваб выразил надежду, что по итогам четырехдневных дискуссий каждый из почти 2.5 тысячи участников форума сможет почерпнуть и привести домой как минимум одну "трансформационную" идею, которая поможет изменить окружающий мир.
Женщины опасаются действия властей