Рестораны, турфирмы и салоны красоты ждет запустение

Деловая активность в сфере услуг сокращается десятый месяц подряд, и конца этому процессу пока не видно. Сложившаяся ситуация является очередным наглядным свидетельством того, что в этот раз кризис пришел надолго

Российская сфера услуг погружается в кризис. Компании, работающие в данном секторе экономики, впервые с февраля 2015 г. прогнозируют снижение деловой активности в этом году. Поскольку сфера услуг традиционно наиболее остро реагирует на кризис, сложившаяся ситуация является очередным наглядным свидетельством того, что в этот раз экономические трудности пришли надолго.

Фото: Vadim Nekrasov/ Russian Look

Сфера услуг вошла в рецессию позже промышленности и строительства, но и погрузилась в нее глубже отраслей реального сектора экономики. Это можно объяснить некоторой инертностью потребительского поведения.

Большинство россиян не сразу почувствовали ухудшение своего материального положения из-за роста цен и снижения реальных доходов, и какое-то время продолжали поддерживать привычный уровень жизни - посещали рестораны, салоны красоты, продолжали путешествовать.

Но по мере "прозрения" граждане все чаще стали включать режим экономии, переходя на более дешевые продукты и товары быта, откладывая на неопределенный срок покупку дорогостоящих вещей и практически полностью отказываясь от необязательных услуг.

В результате резкого сокращения спроса компании столкнулись с ощутимым снижением количества новых заказов, которое продолжается и поныне. Об этом свидетельствуют данные аналитического агентства Markit, согласно которым в январе 2016 г. наблюдалось дальнейшее сокращение новых заказов в российской сфере услуг, причем его темпы были максимальными с марта 2015 года.

Отсутствие новых заказов, в свою очередь, влечет сокращение персонала, поскольку по мере выполнения имеющихся проектов, высвобождается рабочая сила, которую уже нечем загрузить, приходится увольнять сотрудников. Сокращение рабочих мест в российской сфере услуг происходит непрерывно на протяжении 23 месяцев подряд, и темпы этого процесса в январе остались на уровне декабря 2015 года.

Очевидно, что в таком положении компании сектора не могут кардинально повышать стоимость своих услуг, рискуя потерять последних клиентов. При этом их собственные издержки растут. Закупочные цены в январе текущего года продолжали увеличиваться более ускоренными темпами, чем средние отпускные цены, констатирует агентство. Участники исследования жаловались на неблагоприятные колебания валютных курсов и повышение цен у деловых партнеров. Повышение отпускных цен отмечалось во всех секторах, за исключением "Финансов и посредничества".

Не удивительно, что Индекс деловой активности сокращается десятый месяц подряд и в январе составил 47.1 балла. Опустившись с декабрьского показателя 47.8 балла, Индекс зарегистрировал максимальные темпы сокращения за десять месяцев, свидетельствуют данные агентства Markit.

Аналогичные результаты дал и ежеквартальный выборочный опрос руководителей 5,6 тыс. компаний сферы услуг, проведенный Росстатом. 30% респондентов сообщили о сокращении спроса на услуги своих компаний, и лишь 14% ощутили его рост. В целом же экономическое положение отрасли продолжает ухудшаться. Результирующий показатель обследования - Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) - за последний квартал 2015 г. снизился сразу на 3%, до рекордной отметки (-9%). 

Особенно тяжело приходится организациям, предоставляющие транспортные, персональные услуги, а также услуги по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования. Еще один бизнес, находящийся сегодня в весьма сложном положении, - туризм, на который оказали негативное влияние не только объективные экономические трудности, но и специфические факторы, в частности - закрытие двух ключевых направлений массового отдыха - в Турцию и Египет.

Относительно благополучными на общем фоне выглядят некоторые сектора финансовой сферы, например, страхование. Удержаться на плаву им в значительной степени помогает наличие обязательных видов страхования, таких, как ОСАГО. Кроме того, в отличие от ресторанов и развлечений, услуги такого рода все-таки не кажутся совсем уж лишними.

Но, пожалуй, единственным представителем данной сферы экономики, кому кризис однозначно играет на руку, являются ломбарды. Здесь позитивные деловые настроения к концу 2015 г. сохранились и даже заметно усилились. Но это, опять же, говорит лишь об углублении кризиса. Очевидно, в условиях снижения доходов населения и продолжающегося роста цен достаточно большая часть россиян уже растратили сбережения (или вовсе никогда их не имели) и ощущают острую нехватку средств. При этом кредиты становятся менее доступными: банки повышают ставки и ужесточают требования к потенциальным заемщикам. Поэтому граждане вынуждены закладывать ценные вещи.

Выбор читателей