Общий враг сближает

Российские парламентарии выступят на ПА ОБСЕ с инициативой создания международного альянса по борьбе с терроризмом. Совместная борьба в общим злом помогла бы растопить лед между Россией и Западом

На заседании Парламентской ассамблеи ОБСЕ (ПА ОБСЕ), которое состоится в Вене 25 - 26 февраля, будет рассмотрено предложение России о создании специализированной международной антитеррористической организации по аналогии с Интерполом. Инициатива исходит от спецпредставителя ПА ОБСЕ, депутата Госдумы РФ Николая Ковалева. По его словам, функциями новой организации должны стать "поиск террористов и их пособников, накопление и обмен информацией, выявление и содействие стране-инициатору в розыске подозреваемого лица либо установленного преступника".

Фото: Global Look

В качестве аргумента в поддержание своей инициативы Ковалев напомнил об успешном функционировании Интерпола и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). "В увязке с этим вопросом целесообразно было бы вернуться к теме "единого международного ордера" на задержание и арест террориста по типу 'European arrest warrant'", - отметил депутат.

По его словам, особую остроту данный вопрос приобретает на фоне растущего количества беженцев, поскольку "в толпы мигрантов из стран Ближнего Востока, Центральной Азии и Северной Африки террористические группировки активно внедряют своих членов".

На общем фоне взаимоотношений России с ведущими мировыми державами предложение о создании международной антитеррористической организации выглядит здравым во всех аспектах. Помимо общего противодействия глобальной мировой проблеме за борьбой с терроризмом часто скрываются самые разные интересы - геополитические, военные, экономические... список можно продолжить.

Одним из дополнительных плюсов создания нового альянса стало бы потепление градуса в отношениях России и США. Особенно в свете недавнего обращения Владимира Путина к Бараку Обаме, в котором российский лидер призывал "задействовать все силы в едином антитеррористическом фронте, избегая двойных стандартов". Такое мнение в беседе с корреспондентом "Утра" высказал заместитель секретаря Общественной палаты РФ, бывший заместитель генерального секретаря ООН Сергей Орджоникидзе. При этом он признал, что существует ряд трудностей для реализации этой идеи.

"Создании такой организации было бы идеальным вариантом, - отметил Орджоникидзе. - Конечно же, взаимодействие наших спецслужб на территории Сирии и по всему миру способствовало бы значительному потеплению в отношениях России и США. По существу - это такая серьезная нотка доверия между двумя государствами. Если мы хотим улучшить международный климат, то, конечно, надо двигаться по этому пути. Но террористы, к сожалению, часто преследуют чьи-то геополитические интересы. Сегодня мы это видим в Сирии, раньше - в Ираке и в Ливии. Возникает вопрос: откуда вообще они берутся? Особенно когда видно, как боевиками пытаются руководить и направлять. Однако зачастую бывает так - и мы являемся свидетелями этого, - что все выходит из-под контроля. Террорист начинает действовать против своего хозяина".

По мнению Орджоникидзе, при создании международной антитеррористической организации необходимо определиться с рядом важных пунктов. В частности, должно быть четко прописано - кто такие террористы, а кто участвует в так называемом "освободительном движении". Именно это позволит в дальнейшем избежать двойных стандартов.   

"Необходим основополагающий акт, на базе которого такая организация будет действовать, - подчеркнул дипломат. – Тогда мы будем иметь не только политическое, но и юридическое согласие. Все это - вопрос переговоров. И в основном касается согласия между РФ и США. Если подобное согласие будет достигнуто, то потом данная проблема будет решаться довольно легко и быстро".

Доцент кафедры государствоведения и права РАНХиГС Кира Сазонова полагает, что одним из главных препятствий в создании антитеррористического альянса могут стать юридические нюансы.

"Необходимость создания специализированного международного антитеррористического органа стала очевидной уже более десяти лет назад. А появление "Исламского государства*" (запрещенного в РФ) привело к тому, что вопрос перешел из разряда важных в разряд сверхактуальных. Но опыт международной антитеррористической деятельности показывает, что перспективы создания подобного органа существенно осложнены из-за крайней политизированности вопросов, связанных с террористической тематикой, - отметила Сазонова в разговоре с корреспондентом "Утра". - Кроме того, многие вопросы данного спектра относятся к так называемой "серой" зоне международного права, то есть фактически не урегулированы его нормами".

Общий враг, безусловно, сближает. Тем не менее последние несколько месяцев борьбы с ИГ* в формате двух коалиций, которые не могут найти общего языка, говорят о потенциальных проблемах на пути к компромиссу. "Мы видим показательную иллюстрацию того, что любые благие начинания неизбежно ставятся в зависимость от иных, даже не связанных напрямую с терроризмом, политических тем и вопросов, которые затрагивают интересы стран-участников данных коалиций", - подвела итог Сазонова.

Тем не менее эксперты сохраняют оптимизм. Как отметил в интервью "Утру" заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Плеханова Андрей Кошкин, создание международной антитеррористической организации - лишь вопрос времени. Налаживание связей между спецслужбами разных государств, по мнению эксперта "Ассоциации военных политологов России", в любом случае принесет пользу.    

"Если произойдет формирование этой организации, то это позволило бы прочувствовать потепление между РФ и другими государствами, - сказал Кошкин. - Все взаимосвязано, и отношения бы только укрепились. На самом деле у нас налажены контакты и на уровне МВД, и на уровне служб внешней разведки, и на уровне ФСБ. Но как все это объединить для интересов борьбы с терроризмом? Это будет новый опыт, который должен стать эффективным".

Кошкин предположил, что часть боевиков ИГ после разгромов в Сирии может переместиться на другие территории, в том числе в страны постсоветского пространства и на Северный Кавказ. И здесь важно опережать врага хотя бы на полшага.     

"Думаю, предложение РФ будет включать в себя создание такой структуры, которая оперативно бы реагировала на возможность пресечь ту или иную акцию, связанную с действиями боевиков террористических организаций. Вплоть до создания совместных спецподразделений. При пересечении границы злоумышленника уже будут встречать люди. Процесс, конечно, сложный. Но если мы не будем пытаться его выстраивать, то тогда уже нас будут всегда опережать на полшага. Это значит, что мы постоянно будем отставать. После взрывов или терактов мы станем опять рассказывать о том, кто и как это сделал. А надо было просто опередить. Думаю, международная антитеррористическая организация способна работать на опережение", - подытожил Кошкин.

В февральском заседании ПА ОБСЕ в Вене, на котором будет рассмотрено предложение Николая Ковалева, примут участие более 200 парламентариев. Поскольку Австрия подтвердила право на въезд в страну делегации Госдумы РФ, в том числе российским парламентариям, находящимся под санкциями, есть уверенность, что им удастся донести свое предложение до европейских коллег.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей