Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Главная проблема мирового нефтяного рынка - не чрезмерная добыча, а сумасшедший демпинг. Так считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. Комментируя соглашение между Россией, Саудовской Аравией, Катаром и Венесуэлой о заморозке добычи черного золота на уровне 11 января 2016 г., он отметил, что спрос и предложение на данный момент относительно сбалансированы, а говорить об излишках в размере 1,5 млн баррелей вообще смешно, так как реально померить эти цифры можно лишь с точностью до 5 млн баррелей в сутки.
Фото: Zamir Usmanov/ Russian Look
Во вторник, 16 февраля, стало известно о том, что министры энергетики названных стран договорились сохранить январские уровни добычи на весь год при условии, что другие производители нефти поступят так же. По мнению эксперта, это заявление позитивно с точки зрения психологического значения для рынка, поскольку говорит о способности и готовности крупнейших нефтяных игроков мира договариваться между собой. Но никаких реальных обязательств оно в себе, по сути, не несет.
И в России, и в Саудовской Аравии на январь пришлись пиковые значения нефтедобычи, и нарастить ее еще больше просто невозможно. Более того, в Саудовской Аравии добыча уже несколько месяцев и так падает сама по себе. Зато растет бюджетный дефицит. Так что решение о сохранении добычи на прежнем уровне больше похоже на словесные интервенции. По крайней мере, именно так, судя по всему, его восприняли на рынке. Когда стало известно о переговорах России и трех стран ОПЕК, стоимость Brent подскочила почти на 6,5% - до $35,54 за баррель. Инвесторы надеялись, что по итогам будет объявлено о намерении снизить добычу. Не дождавшись этого, цены вновь отправились вниз и к 01:27 мск Brent торговались на уровне $32,35 за баррель.
Если бы саудиты заявили, что откажутся от ценового демпинга, это имело бы намного более серьезные последствия, уверен Рустам Танкаев. "Нефть продается намного дешевле рынка. Так, в ноябре и декабре Саудовская Аравия давала скидку по отношению к рыночной цене своей нефти в объеме 50 центов за баррель. Иран давал 30 центов за баррель - постоянную скидку, обычно никто так не делает. В январе Саудовская Аравия увеличила скидку до 60 центов за баррель, в феврале - до $1 за баррель. Иран в этом месяце, выходя с первыми объемами в Европу, стал давать скидку в $1,5 за баррель", - рассказал эксперт корреспонденту "Утра".
Именно этот "сумасшедший демпинг" и сбивает рыночные цены, а вовсе не соотношение спроса и предложения, полагает он. И даже если соглашение между Россией и тремя странами ОПЕК будет поддержано остальными производителями нефти, это не приведет к существенному росту цен - максимум до $40 за баррель.
"Никто из крупных производителей на Ближнем Востоке и в России, на самом деле, не заинтересован в том, чтобы развивалась добыча дорогой нефти с высокой себестоимостью, в первую очередь, сланцевой нефти в США - пояснил Танкаев. - При высоких ценах, конечно, они вернутся на рынок и будут добывать. Сейчас они немножко уходят с рынка: не быстро, но все-таки сокращают эту сланцевую добычу".
Максимум добычи сланцевой нефти в США был достигнут в апреле прошлого года - 5,5 млн баррелей в сутки. В декабре добывали уже на 730 тыс. баррелей в сутки меньше. То есть сокращение достаточно заметное. При этом операционные расходы на добычу нефти в России и Саудовской Аравии примерно одинаковы и составляют $2,7 - 2,8 за баррель. Так что, даже при цене в $10 за баррель эту нефть можно продавать с прибылью.
Правда, у России тоже есть свои дорогостоящие нефтяные проекты. В частности, на самых высоких уровнях власти любят поговорить о перспективах освоения арктического шельфа. Да и запасы сланцевой нефти у нас самые большие в мире. "Только в одном Ханты-Мансийском округе извлекаемые ресурсы сланцевой нефти составляют 12 миллиардов тонн, в баррелях это нужно умножить на 7,3. Это гигантские объемы, гигантские цифры", - отметил Танкаев.
Но пока что это все лишь проекты, причем достаточно иллюзорные - о добыче и речи не идет, только о разведке, всерьез эти запасы никто не рассматривает и на баланс не ставит. А договоренность о заморозке производства, достигнутая на этой неделе, даже если она не сорвется из-за противодействия остальных стран, все равно вряд ли проживет больше года.
Всего трое лидеров не стали сфотографироваться рядом с российским дипломатом