Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Правительство РФ утвердило план действий по преодолению кризисных явлений в экономике. В окончательном виде он сократился почти на четверть от первоначально заявленной суммы. Государство готово пустить на эти цели без малого 685 млрд рублей. В президентские закрома борцам с кризисом залезать пока не придется.
Совещание правительства. Фото: Дмитрий Астахов/ТАСС
О подписании документа заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая 1 марта на правительственном совещании в Чебоксарах. В первой версии плана фигурировала сумма расходов в 880 млрд рублей. Из вошедших в окончательный вариант 684,8 млрд руб. две трети - 462,2 млрд руб. - уже заложены в бюджете на этот год. Основная интрига состоит в том, каким образом власти собираются покрывать недостающие 158 млрд рублей.
Первоначальный дефицит составлял 250 млрд рублей. Его планировалось компенсировать за счет 120 млрд руб. из антикризисного фонда правительства и 130 млрд руб. из президентского резерва.
Антикризисный фонд главы государства объемом 342 млрд руб. получен за счет замораживания пенсионных накоплений. После долгих дискуссий члены кабмина решили пока не задействовать для тушения "пожара" в экономике средства антикризисных фондов, чтобы понять, можно ли обойтись теми деньгами, что есть в наличии. Не исключено, что власти хотят оставить некий запас средств на случай дальнейшего ухудшения экономической ситуации.
"Ряд позиций ввиду сложившихся условий сформулирован таким образом, что он будет финансироваться при возникновении источников доходов и по итогам работы за первое полугодие", - отметил Дмитрий Медведев, рассказывая о программе на правительственном совещании.
Средства на ряд статей расходов по антикризисному плану правительство планирует получить за счет приватизации, экономии от 10%-го урезания бюджетных расходов, повышения топливных акцизов и улучшения собираемости налогов.
Умерить аппетиты правительство сумело за счет вычеркивания некоторых наиболее затратных статей, который, как посчитали в Белом доме, не представляют критической важности для страны. Так, правительство отказалось от поддержки ВЭБ на 150 млрд руб., производителей оборудования и техники - на 20 млрд руб., взноса в уставный капитал Государственной транспортной лизинговой компании в размере 30 млрд рублей, расходов на поддержку больных ВИЧ - на 21,5 млрд руб. и т.д.
При этом в документе остались такие позиции, как, например, программа субсидирования ипотеки (16,5 млрд руб.) - она позволит стимулировать жилищное строительство; докапитализация Фонда развития промышленности (20 млрд руб.) - эти средства пустят на финансирование проектов по импортозамещению и пр.
Крупнейшей статьей расходов - 310 млрд руб. - станут бюджетные кредиты регионам, за счет которых они должны рефинансировать свою задолженность перед банками. Эти деньги твердо заложены в бюджете, а вот для части других важных расходов финансирование еще только предстоит подыскать. Речь идет о втором этапе индексации пенсий до уровня фактической инфляции прошлого года, дополнительных выплатах из материнского капитала нуждающимся семьям, сохранении достигнутого уровня обеспечения лекарствами тяжелобольных людей, увеличении госгарантий по проектному финансированию.
"План действий правительства в экономике", как назвал этот документ премьер-министр, состоит из 120 пунктов. Он делится на две части. В первой собраны меры оперативного реагирования: поддержка ряда отраслей экономики и рынка труда, а также помощь региональным бюджетам для своевременной выплаты зарплат бюджетникам, пенсий, социальных пособий. Именно на их реализацию пойдут почти все деньги из антикризисного плана.
Во второй блок вошли 72 системные меры - "законодательные инициативы, направленные на создание благоприятных условий для производства, для малого и среднего бизнеса". Они не требуют ассигнований, рассчитаны на среднесрочную перспективу и могут быть реализованы в условиях структурных преобразований. К мерам второго типа относятся внедрение риск-ориентированного подхода при проверках бизнеса, расширение оснований для применения наказаний, не связанных с лишением свободы за преступления в сфере предпринимательства и многое другое.
Проблемы из первой части антикризисного списка требуют незамедлительного разрешения. Но без принятия среднесрочных мер выход из кризиса невозможен. "Большинство наших проблем связано не с тем, что кому-то не дали дополнительных субсидий, а с тем, что не возникают новые бизнесы. Им можно помочь, только поправив регуляторную среду с акцентом на обеспечение свободы предпринимательства и поддержку малого и среднего предпринимательства. Это даст сравнительно быстрый эффект, особенно как способ борьбы с "теневым" бизнесом, потому что в кризис возникают дополнительные стимулы уйти в "тень", - заявил журналистам первый заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве РФ Владислав Онищенко.
Всего трое лидеров не стали сфотографироваться рядом с российским дипломатом