Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Обсуждение проблем российских СМИ в рамках медиафорума "Правда и справедливость" Общероссийского народного фронта, который проходит в Санкт-Петербурге, получилось далеко не формальным. Представители изданий, в первую очередь, региональных и местных, активно использовали предоставленную ОНФ площадку, чтобы поговорить о наболевшем.
Медиафорум ОНФ. Фото: onf.ru
А картина на российском рынке прессы достаточно безрадостная. По данным Роспечати, которые в ходе дискуссии озвучил руководитель ведомства Михаил Сеславинский, число киосков прессы за последние три года сократилось с 42 тыс. единиц до 27,9 тыс. единиц.
Газетная бумага отечественного производства от ноября 2015 г. по март 2016 г. выросла в цене на 35 - 40%. В то же время рекламные доходы печатных СМИ за 2015 г. упали на 29%, а это больше чем у любых других медиа. Так ТВ-реклама сократилась на 14%, радио - на 16%.
"У печатных СМИ катастрофически не хватает денег. Но есть и инфраструктурные проблемы, которые необходимо решать", - констатировал Сеславинский.
Действительно для большинства изданий, которые едва-едва начали оправляться от кризиса 2008 - 2009 гг. нынешний экономический спад стал практически удавкой на шее. На это накладываются еще и эволюционные тенденции СМИ: часть читателей, а за ними и рекламодателей перетекает в Глобальную сеть.
В результате доходы интернет-изданий растут, а традиционных - печатных - падают. По регионам эта цифра разная, но, как говорилось на форуме, в целом этот уровень 20 - 25%.
Как отмечали выступавшие в ходе дискуссии, интернет-СМИ более мобильны, зачастую более оперативно реагируют на происходящее. При этом подчеркивалось, что для России с ее огромными расстояниями электронные медиа - это особая "история".
Но у печатных СМИ есть свои козыри. "Это качество журналистики, - заявила генеральный директор ИД "КоммерсантЪ" Мария Комарова. - Преимущество - в профессиональных стандартах, умении делать факт-чекинг, проверять информацию и очень тщательно относиться к редакционной политике, то есть отбору той информации, которая печатается, и так далее. Это качество традиционной журналистики вызывает доверие к брендам. Мы должны ценить это и понимать, как это использовать в новых интернет-реалиях".
Но от жизни не уйдешь и все силы, по мнению медиаменеджера издания должны вкладывать в развитие современных каналов потребления медиа - цифровых платформ. Для региональных СМИ эта задача куда труднее, чем для федеральных, но и им деваться некуда, и им придется пройти этот путь.
Впрочем, в интернет-изданиях это осознают и готовы взять на вооружение достоинства конкурентов-традиционалов. Одна из главных задач журналистики - ответить не на вопросы "Что?", "Где?", "Когда?", а на вопрос "Почему?", - подчеркнул генеральный директор ИД "Алтапресс" Юрий Пургин, - то есть нужно не только обозначить проблему и сообщить, что, где и когда произошло, но и найти ответ - почему это случилось.
"Да, журналисты, работающие в Интернете, они быстрые, они проворные, но, к сожалению, неглубокие. И ответить на вопрос "почему?" у них не всегда получается", - подчеркнул Пургин. Он счел уместным напомнить, что есть такая возможность подачи материала, как longread, который должен быть с добротным хорошим текстом, с хорошим "обвесом" фото- и видеоматериалов, и это даст "уже совершенно другое качество Интернета". От взаимопроникновения интернет- и печатных СМИ никуда не уйти, но хотелось бы , чтобы этот процесс сопровождался и взаимообогащением.
"Изменилась не только ситуация на рынке, изменилась сама аудитория, - отметил генеральный директор "ФедералПресс" Иван Еремин. - Надо это воспринимать как данность и учиться с этим работать, поскольку сегодня зависимость от социальных сетей огромна".
Если же вернуться к проблемам традиционных изданий, то громадной проблемой для них, а также и их читателей стал рост цен на бумагу и распространение. ОНФ уже давно бьет по этому поводу в колокола, призывая власти принять меры для сдерживания стоимостного галопа, но, как отметила главный редактор ГУ "Редакция газеты "Нижегородская правда", сопредседатель регионального штаба ОНФ в Нижегородской области Татьяна Метелкина, многие проблемы печатных СМИ, озвученные ранее, к сожалению, остаются актуальными.
При этом в Минпромторге сказали, что повышение цен на бумагу - это неизбежная часть нормального рыночного процесса. В министерстве пояснили, что решать проблему печатных изданий за счет введения экспортных пошлин на бумагу категорически нельзя: вытаскивая их трясины СМИ, можно утопить российских производителей бумаги, для которых внешнеторговые ограничения могут оказаться катастрофическими.
И все же "без государственной поддержки жить печатным СМИ и особенно региональным, достаточно трудно", - согласился руководитель Роспечати.
Спасительной соломинкой, которая позволит традиционным изданиям остаться на плаву, по его словам являются гранты. В этом году на их получение одобрено 60 проектов от 44 изданий, в том числе 28 региональных СМИ из 15 субъектов России. Все они получат субсидии на реализацию в объеме 25 млн 838 тыс. рублей.
Еще более существенной поддержкой со стороны государства может стать расширение рекламных возможностей для СМИ. Их перспективу нарисовал замглавы Минкосмвязи Алексей Волин, который также участвовал в дискуссии. По его словам, практически удалось согласовать законопроект по поводу увеличения доли рекламных полос в печатных СМИ с 40 - 45%.
Замминистра выразил надежду, что с ФАС удастся договориться и о бегущей строке для региональных телекомпаний, а печатные издания, чья продукция распространяется в розницу, порадовал, сообщив о большой вероятности того, что в газетных киосках разрешат продажу табачных изделий. Естественно, при условии, что на них распространятся все правила закона об ограничении распространения табака. Это позволит хоть немного "отбить" расходы на содержание пунктов продажи периодики и даст возможность несколько сократить инфраструктурные расходы СМИ.
Кроме того, Минкомсвязь по-прежнему настаивает на либерализации рекламы рецептурных лекарственных препаратов. В ведомстве отметают возражения Минздрава, который заявлял, что это должны делать только медики.
"Мы знаем, что врачи зачастую оказываются в зоне фармацевтической мафии, и без альтернативного источника информации пациент просто не в курсе, какие еще есть лекарства на рынке", - подчеркнул Волин.
Он также высказался против запрета рекламы алкоголя. В Минкомсвязи считают, что это выгодно старым алкогольным брендам, которые в рекламе не нуждаются, а для продвижения отечественных региональных напитков она необходима.
И все же, по убеждению замминистра, те средства, которые сегодня выделяются по линии госбюджета - это копейки и это костыли, на которых можно постоять, но бегать и развиваться нельзя". СМИ должны перейти из разряда просителей, в разряд зарабатывающих, а для этого необходимы широкие условия для возможности заработка, а это в первую очередь реклама и подписка, - подчеркнул Волин.
Участники дискуссии, в свою очередь, предложили лоббировать возможность для СМИ всяческих налоговых преференций, в частности снижения НДС. Эта инициатива нашла полную поддержку у заместителя министра, который ее еще и "заточил". "В отношении НДС у меня есть другое предложение - давайте пойдем дальше и последуем примеру наших коллег в кино. Если фильм получает удостоверение национального фильма, там нулевой НДС. Мы закрыли иностранное участие в СМИ. Поэтому давайте просить для отечественных СМИ нулевой НДС", - предложил он.
При этом Волин высказал мнение, что проблемы региональных СМИ, связанные с трудностями розничного распространения своих газет и журналов, а также проблемы подписного распространения - это в том числе следствие плохой организационной политики конкретных изданий, робости прессы в вопросе отстаивания своих прав и законных интересов.
Этот год - год выборов, подчеркнули представители правительства, и все СМИ так или иначе участвуют в предвыборной кампании, работают с кандидатами в депутаты, с областными собраниями. Нужно, чтобы появились депутаты, которые бы в полный голос говорили о проблемах средств массовой информации, чтобы обсуждаемые инициативы были оформлены законопроектами, тогда и решение проблем сдвинется с мертвой точки.
На карте может появиться новая горячая точка