В России экономят на туристах

Бизнес пока неохотно вкладывает деньги в строительство объектов инфраструктуры для отдыха соотечественников, отказавшихся в силу разных причин от заморских курортов, а также гостей страны

Туристическая отрасль рассматривается властями страны как один из драйверов российской экономики. Активному развитию внутреннего и въездного туризма было даже посвящено заседание президиума Госсовета, состоявшееся в августе прошлого года в Крыму. Однако, как выяснилось, бизнес пока осторожничает с вложением средств в создание инфраструктуры для отвернувшихся от заморских курортов россиян и гостей страны.

Отдых в Ялте. Фото: ТАСС

Как сообщила на открытии международного туристического форума "Большой Урал" в Екатеринбурге исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, предприниматели неохотно инвестируют в развитие туристической отрасли в регионах. Хотя выгода от таких вложений очевидна и легко просчитывается, подчеркнула она.

На фоне закрытия турецкого и египетского направлений, а также существенного подорожания в результате девальвации рубля других популярных у россиян курортов Ростуризм прогнозирует в 2016 г. рост внутреннего туристического потока в РФ на уровне 10%. В ведомстве ожидают, что число путешествующих в пределах страны может увеличиться по сравнению с прошлым годом на 3-5 миллионов человек.

По подсчетам члена экспертных советов по туризму Госдумы и Совета Федерации Светланы Ануфриенко, благодаря переориентации российских туристов на внутренний рынок в стране останется 700-800 млрд рублей. А для обслуживания патриотично настроенных путешественников может быть создано до 15 млн новых рабочих мест.

Эксперты осторожно относятся к перспективам роста внутреннего турпотока, по крайней мере в текущем году. Как рассказал корреспонденту "Утра" гендиректор специализирующейся на внутреннем рынке турфирмы "Дельфин" Сергей Ромашкин, на рынке сейчас идут два противоположных процесса. С одной стороны, действительно наблюдается приток туристов с зарубежных направлений, причем не только из Турции и Египта. Сокращаются и поездки в Европу. "После девальвации рубля многих россиян "смыло" с испанских пляжей и выбросило на родные берега", - пояснил Ромашкин.

Однако с другой стороны, по его словам, покупательская способность населения падает, и многие россияне будут вынуждены вообще отказаться от отдыха в этом году. "Поэтому баланс для отрасли окажется либо нулевым, либо даже отрицательным", - прогнозирует он.

Это подтверждает и недавний опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения. Из него видно, что дома этим летом останутся 45% наших сограждан по сравнению с 40% в 2015 году. Готовность выехать на отдых за границу подтвердили вдвое меньше россиян - 3% против 6%. Но при этом снизилось с 10% до 8% и число граждан, планирующих путешествие на Черноморское побережье России. Немного может увеличиться, согласно опросу, количество отпускников лишь в Крыму - с 7% до 8%.

"Но нужно учитывать, что это лишь планы, реальность, как правило, оказывается еще менее радужной", - отметил Ромашкин.

По его словам, туристическая отрасль не может развиваться в условиях проблем в экономике, в отсутствие стабильных доходов населения, без уверенности людей в завтрашнем дне. Согласитесь, сложно рассчитывать на приход на внутренний рынок 5 миллионов туристов, ежегодно выезжавших на отдых в Турцию и Египет, когда в стране с начала кризиса прибавилось 5 миллионов людей с доходами ниже прожиточного минимума.

Что касается претензий к бизнесу по поводу его недальновидности, по словам гендиректора "Дельфина", создание туристической инфраструктуры требует времени. "Строительство даже маленького отеля на наших курортах занимает два-три года. То есть, чтобы построить их к текущему сезону, инвесторы должны были предвидеть в 2013 г. коренные изменения на отечественном туристическом рынке, быть уверенными, что эти отели понадобятся", - заявил он.

По мнению президента Альянса туристических агентств Андрея Гаврилова, экономическая ситуация в стране вообще не слишком благоприятствует инвестициям куда бы то ни было. А специфика туристического бизнеса к тому же требует создания благоприятного инвестклимата в регионах, где планируется создание такой инфраструктуры, активного применения механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). "Бизнес должен четко понимать, насколько дорого ему обойдется подключение к сетям, какие будут налоги. Эти вещи властям на местах нужно более тщательно прорабатывать. Плюс, возможно, рассмотреть варианты льготного кредитования, субсидирования процентных ставок, льготы на аренду земли. Пока же эффективность реализации федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма" оставляет желать лучшего", - полагает он.

И все же инвестиционные процессы в отрасли не совсем замерли, добавил Сергей Ромашкин. "Если взять два самых массовых наших направления - Краснодарский край и Крым - там идет осторожная стройка, - рассказал он. - В Сочи достаточно отелей осталось после Олимпиады, они загружены в среднем на 40-45%, так что есть резерв".

Масштабное строительство в Крыму, по мнению эксперта, начнется после ввода Керченского моста, который значительно удешевит стоимость доставки стройматериалов. Завозить их морем слишком накладно - в 2-4 раза дороже, чем автотранспортом. "Так что инвесторы ждут 2018 года. Но при этом надо учитывать, что любое масштабное строительство снижает поток туристов, которые не хотят жить рядом со стройкой", - подчеркнул Ромашкин.

Кроме того, по его словам, сейчас хорошо развиваются российские горнолыжные курорты, в частности "Архыз" на Северном Кавказе, Красная Поляна. На самом деле, уверен гендиректор "Дельфина", для развития внутреннего туризма сегодня совсем не требуется масштабного и повсеместного строительства. "В нашем бизнесе инвесторы, как правило, идут по стопам туристов. Попытки развивать туристическую инфраструктуру в чистом поле рискуют провалиться. Поэтому лучше строить такие объекты на уже проторенных тропах", - резюмировал он. 

Выбор читателей