Плазменный щит заменит боевые ракеты

Создание систем противоракетной обороны на основе технологий управления искусственно созданной плазмой может стать перспективным направлениям для развития российской оборонки

В начале недели СМИ рассказали, что в Минобороны РФ всерьез заинтересовались советскими наработками, связанными с созданием космических спутников-истребителей. Это далеко не все, что осталось в запасе со времен СССР. В Советском Союзе были созданы технические проекты, которые могут полностью перевернуть представление о противоракетной обороне - одном из самых болезненных мест сверхдержав.

Фото: Stefan Sauer/ dpa/ Global Look

Главная проблема, которую до сих пор решают конструкторы систем ПРО - как уничтожить большое количество малоразмерных целей, летящих с гиперзвуковыми скоростями. Сбить одиночную ракету, несущую только один ядерный заряд, хоть и трудно, но возможно. Поэтому конструкторы создали разделяющиеся боеголовки. Их принцип действия напоминает матрешку - на раннем этапе ракета летит как бы единым блоком, а на завершающем головная часть распадается на несколько отдельных боеголовок, многие из которых - ложные цели, обманки, которые призваны перегрузить локаторы ПРО. Определить, какие из них фальшивые, а какие - настоящие, невозможно. Чтобы защититься от этой угрозы, необходимо создать что-то наподобие атмосферного щита, который смог бы "отбивать" все цели, находящиеся в воздухе. Но как это сделать? Можно, конечно, устроить небольшой атомный взрыв в атмосфере, который уничтожил бы все объекты в радиусе нескольких километров, но так можно нанести повреждения и своей инфраструктуре, поскольку одним из поражающих факторов атомного взрыва является мощное электромагнитное излучение, которое может вывести из строя электронные системы.

В СССР еще в 1960-х годах решили пойти по другому пути - уничтожать цели с помощью плазмы. Сама природа подсказала этот ход - было замечено, что северное сияние, возникающее в полярных областях земного шара, вызывает перебои в работе электроники, а радиосигнал проходит через слои "сияния" очень трудно. Радужные переливы в небе обусловлены движением ионизированных частиц. А что, если попробовать усилить этот эффект и попытаться им управлять? То есть найти способ фокусировать большую энергию в определенном месте. Аналогичные эксперименты проводил еще знаменитый физик Никола Тесла, которого некоторые считали гениальным ученым, опередившим свое время, а кто-то - просто ловким шарлатаном. Как бы то ни было, но группа ученых под руководством советского физика Римилия Авраменко предложила способ уничтожать боеголовки в атмосфере при помощи плазмы. Суть в том, что пучки электромагнитной энергии сверхвысокочастотного (СВЧ) или лазерного излучения фокусируются в атмосфере. В этом фокусе возникает облако высокоионизированного воздуха - сгусток плазмы. Попадая в такой "плазмоид", летящий объект - будь то головная часть ракеты или самолет - сходит с траектории полета и разрушается под воздействием огромных перегрузок, возникающих от резкого перепада давления на поверхности. При этом излучение фокусируется не на самой цели, а чуть впереди и сбоку от нее. И не "сжигает" объект, а как бы ставит ему электромагнитную подножку. Получался своеобразный плазменный щит. Боеголовки, летящие к цели, попадали как бы в гигантскую микроволновку.

Конструкторам удалось слить станцию слежения и поражающие элементы в едином блоке. На лабораторных стендах все работало неплохо, однако до натурных испытаний дело так и не дошло - поклонникам ракет в высшем военном и политическом руководстве СССР проект казался слишком фантастическим. Не вполне удалось решить и проблему энергообеспечения реальной установки, если бы она была создана. Поэтому программу "плазменной ПРО" было решено не развивать, однако некоторые эксперименты в этом направлении продолжились.

Как часто бывает с передовыми разработками, в ходе опытов обнаружились интересные эффекты, которые можно было применить не только в области противоракетной обороны. Так, оказалось, что с помощью плазмы можно изменять свойства воздуха - он становится более разреженным, что позволяет объектам двигаться с большими скоростями, сохраняя те же характеристики тяги двигателя. К примеру, если фюзеляж самолета покрыть небольшим плазменным слоем, он вполне может достигнуть гиперзвуковых скоростей, а кроме того, не будет виден на радарах, поскольку радиоволны, встречаясь с ионизированным слоем, ведут себя необычным образом.

Китайцы уже сообщили, что собираются использовать подобную технологию в своем новейшем истребителе пятого поколения Чэнду J-20. Есть сведения, что аналогичные эксперименты идут и на российском истребителе пятого поколения - перспективном авиационном комплексе фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50.

Но действующие модели плазменных генераторов, пригодные для установки на самолет, пока никто не представил. Так что говорить о начале применения таких технологий в авиации пока рано.

По некоторым данным, в период перестойки Горбачев в знак начала разрядки и как жест доброй воли со стороны СССР предложил Рейгану, чтобы американские специалисты приняли участие в испытаниях советской "плазменной ПРО". Однако "ястребы" из администрации президента США не дали хода предложению, и в дальнейшем эта тема не всплывала.

Между тем в малонаселенных районах Аляски среди гор и вечной мерзлоты американцы построили станцию HAARP, цель которой, по официальным заявлениям, состоит в исследовании атмосферных эффектов. Объект представляет собой огромное антенное поле общей площадью более 13 гектаров. На нем будут смонтированы 180 24-метровых антенн. На сегодняшний день введены в строй почти полсотни. Вся информация о работе станции строго засекречена. Однако в СМИ просочились сведения, что за счет сфокусированного излучения удалось добиться эффекта разогрева атмосферы в строго определенном месте. Американцы на практике осуществили то, о чем мечтал Римилий Авраменко. Оказалось, что с помощью искусственных "плазмоидов" можно влиять на атмосферу Земли - пробивать дыры в озоновом слое, вызывать вихри и ураганы страшной разрушительной силы. Соблазн использовать такое "стихийное оружие" очень велик, но, как и в случае с атомной бомбой, в случае его применения достанется всем.

Выбор читателей