Лучше три года подождать

Москва получила четвертый авиаузел. Но нужно ли было так торопиться, чтобы запустить аэропорт "Жуковский" без обеспечения транспортной доступности, да еще и при снижении пассажиропотока, - большой вопрос

Новый аэропорт Московского авиаузла, расположенный в городе Жуковском и названный в его честь, торжественно открыл сам председатель правительства Дмитрий Медведев. Премьеру устроили экскурсию по новому аэропортовому комплексу, показали и 18 стоек для авиакомпаний, технические службы, рестораны, пункт полиции - все это расположено на первом этаже, а на втором - зоны международных и региональных вылетов, зоны досмотра, рестораны и магазины duti free. На первом этапе авиагавань сможет принимать 2 миллионов пассажиров в год, но уже к 2020 г. пропускную способность планируется увеличить до 12 миллионов. Инвестиции в строительство составят 10-12 млрд рублей.

Международный аэропорт "Жуковский" открылся в Подмосковье. Фото: Сергей Савостьянов/ ТАСС

Собственники рассчитывают, что 70% доходов им будет приносить не авиация, а услуги платной парковки, торговля, грузовой терминал.

"Событие важное и для Москвы, и для нашей страны. Чем больше будет услуг таких предлагаться нашим гражданам, иностранным гражданам по доступным ценам, с использованием различных тарифов, тем лучше будут себя люди чувствовать", - сказал Медведев на торжественной церемонии. Впрочем, будто бы были в его голосе и словах некоторые сомнения: популярность новой воздушной гавани, мол, будет зависеть от того, какие льготы и тарифы будут предложены пассажирам, и исходя из своих возможностей кто-то выберет аэропорт поближе к Москве, а кто-то подальше. Почему глава правительства так настойчиво говорит о льготах и экономическом выборе, понятно - новая авиагавань изначально задумывалась как аэропорт для лоукостеров. Но те, кто знаком с ситуацией несколько ближе, допускают, что у премьерских оговорок могут быть и другие причины.

Дмитрий Шугаев и Дмитрий Медведев в международном аэропорту "Жуковский". Фото: Сергей Савостьянов/ ТАСС

Первая - отсутствие авиакомпаний, которые бы захотели сейчас базироваться в "Жуковском". Подтверждение тому - перенос открытия аэропорта. Первоначально датой его ввода в эксплуатацию должно было стать 15 марта, но к этому моменту эксплуатантам не удалось заманить в "Жуковский" ни одну авиакомпанию.

К настоящему моменту две авиакомпании все же нашлись и подписали соглашения - SCAT и Air Kyrgyzstan, первая будет выполнять 12 рейсов в неделю в Шымкент, Актобе, Актау, Астану, вторая - восемь, в Бишкек и Ош. Первый рейс запланирован на 20 июня.

Но появятся ли в этой "авиаконюшне" новые постояльцы - непонятно. Экономический кризис заметно повлиял на авиаперевозки, пассажиропоток, который стремительно рос в последние годы, сокращается. А конкурировать с "Домодедово", "Шереметьево" и даже "Внуково" (которому сейчас, после "ухода" "Трансаэро", тоже нелегко) "Жуковскому" не по силам, если только не переманивать их клиентов серьезным дисконтом.

Есть и еще одна поистине ахиллесова пята у новой авиагавани - добраться до нее пассажирам будет стоить большого труда. Пока доступны, не считая личного автотранспорта, два пути: примерно 50 минут электричкой по железной дороге - до станций Отдых или Раменское, а потом автобусом-шаттлом - либо автобусом от станции метро "Котельники".

В будущем для сокращения времени в пути обещают запустить скоростные электропоезда и даже легкое метро.

По последней информации, для трансферта от железной дороги выбрана станция "Отдых" - оно и к лучшему. Дело в том, что город Жуковский, в общем-то, транзитный, и транспортный поток через него идет весьма плотный, а кроме того, часть пути от платформы "Раменское" пролегает через дачный поселок, и дорога там - однополосная. Каждое утро автор этих строк имеет возможность наблюдать медленно ползущую пробку. Объехать ее возможности нет - попросту негде.

Не лучше обстоит дело и на Новорязанском шоссе, по которому поедут большинство из тех, кто будет добираться от "Котельников" автобусом либо личным транспортом. Недавно отремонтированный Волгоградский проспект, который переходит в "Рязанку", "летит" до первого светофора, а затем резко замедляется либо попросту встает в пробке, сужаясь с четырех полос до двух. В субботу и воскресенье там и вовсе не пробиться.

Что до запуска скоростных электропоездов - для них еще нет платформы. Ближайшие называемые сроки ее возведения - следующая осень. Тогда до "Жуковского" могут запустить и аэроэкспрессы. Еще, как говорится, не у шубы рукав, но уже объявлены тарифы на проезд: для "Спутника" они составят 230 рублей (для сравнения: до станции Раменское, расположенной в четырех остановках дальше, билет на скоростную электричку стоит 160 рублей). Не исключено, что в будущем его стоимость поднимут, чтобы разница не так бросалась в глаза, но это может вызвать сильное недовольство жителей Раменского района, многие из которых работают в Москве. Билет на аэроэкспресс, как водится, дороже. Проезд на нем обойдется в 400 рублей.

Прорабатывается и вариант отвода железнодорожной ветки прямо до аэропорта. Уже подсчитаны затраты - участок железной дороги обойдется в 10-12 млрд рублей. Но подмосковные власти пока не договорились с РЖД, переговоры продолжаются.

Обещанное легкое метро придется ждать еще дольше - его и строить-то начнут едва ли не в 2017-м. И заметим, это весьма благие, но пока лишь планы. Нынешнее же положении с транспортной доступностью аэропорта можно описать лишь выражением "дело швах". Тем не менее запуск аэропорта откладывать не стали, видимо, собственники заинтересованы в том, чтобы как можно скорее начать отбивать инвестиции.

Аэропорт "Жуковский". Фото: Сергей Савостьянов/ ТАСС

Управляющая компания "Жуковского" - "Рампорт аэро", зарегистрирована летом 2014 г. госкорпорацией "Ростех" и международным авиахолдингом Avia Solutions Group (ASG) с пропиской в Литве. В 2017 г. она намерена выйти с акциями "Жуковского" на биржу - он сделает это первым из российских аэропортов.

Впрочем, аэропорт "Жуковский" построен не на пустом месте. Аэродром "Раменское", как он до недавнего времени назывался, был построен еще в годы Великой Отечественной войны, он был и является летно-испытательной и доводочной базой ЛИИ имени Громова - здесь "обкатывали" все последние авиановинки. А потом тут же стали их демонстрировать - в рамках быстро набравшего популярность авиасалона МАКС. Позже здесь же стала базироваться авиация МЧС, МВД и ФСБ РФ, транспортная авиакомпания "Авиастар-Ту" и другие, при этом испытательные полеты не прекращались. Две взлетно-посадочных полосы аэропорта длиной 5,4 км и 2,5 км способны принимать все типы самолетов.

Теперь, если с МЧС все более-менее понятно, то как будут сосуществовать испытания самолетов, в том числе военных, и пассажирские перевозки, не очень ясно, а официальных комментариев по этому поводу нет.

А инфраструктура "Жуковского" продолжит развиваться, ее должны, по проекту, составить два пассажирских терминала площадью 60 тыс. кв. м, гостиницы на 250 номеров, автопарковки и стоянки общей вместимостью более 8,5 тыс. машиномест, вокзал для электропоездов-аэроэкспрессов.

Выбор читателей