На Кавказе нашли ИГ

Эксперты по-разному оценивают масштабы реальной опасности присутствия террористической группировки на Кавказе. Провозгласить себя "игиловцем" может кто угодно

Откровения российского эксперта о появлении на Кавказе "ячеек" запрещенного в РФ "Исламского государства*" (ИГ*) вызвали недоумение одних наблюдателей, хорошо знакомых с реальным положением дел, и полное понимание других. "Утро" попыталось разобраться в том, так есть ли на Кавказе ИГ или это миф.

Задержанный в Екатеринбурге член группировки ИГ. Фото: Анна Майорова/ ТАСС

Как заявил на днях старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО МИД РФ Ахмет Ярлыкапов, ИГ сменило тактику и теперь пытается создать широкую сеть своих сторонников за рубежом, в том числе на российском Северном Кавказе. В своей аналитической записке "Российский ислам в контексте ситуации на Ближнем Востоке", представленной на площадке дискуссионного клуба "Валдай", автор, в частности, отмечает: "ИГ осознает шаткость своей позиции на Ближнем Востоке и пытается переформатироваться. Об этом четко было заявлено еще в 2015 году, когда лидеры ИГ призвали своих сторонников на Северном Кавказе оставаться и действовать на местах. Стало очевидно, что они поменяли тактику. Если до этого они работали как пылесос и высасывали людей на Ближний Восток, то сейчас пытаются создавать сети за пределами Ближнего Востока и оказывать им финансовую поддержку".

Ярлыкапов обратил внимание на то, что "с осени 2015 года пошло вполне стабильное финансирование с Ближнего Востока "Вилаята Кавказ", который был создан на территории Северного Кавказа как часть ИГ". "Эти люди сумели, к сожалению, осуществить уже несколько терактов, так что деньги работают, - цитирует его ТАСС. - Настораживает еще и то, что в арсенал боевиков возвращаются такие уже практически забытые на Северном Кавказе методы, как атаки на колонны".

Вместе с тем, утверждает автор доклада, с Ближним Востоком ИГ тоже не собирается расставаться. "Конечно, успешное наступление (на позиции ИГ в Сирии и Ираке. - Прим. ТАСС) дает очень много надежд, но они просто так не сдадутся, - считает эксперт. - С этим феноменом справиться будет очень трудно. Мы получили очень серьезную проблему и, к сожалению, на перспективу".

Опрошенные "Утром" эксперты из исламской среды, не понаслышке знакомые с ситуацией на Кавказе, отмечают: данные заявления смотрятся смешно, "и возникает вопрос: кому это нужно?". "Спонтанное" появление ИГ на Северном Кавказе они полностью исключают.

"Все сейчас пытаются зарабатывать, как могут, - заявил "Утру" один из экспертов, пожелавший остаться неназванным. - На Кавказе - особенно в Дагестане и Чечне - сейчас такое количество силовиков, ситуация находится под столь жестким и пристальным контролем, что возникнуть чему-то подобному ("ячейкам" ИГ) без санкции силовых структур невозможно физически, это безумие. Силовиков очень много, обосновывать свое присутствие как-то надо. Поэтому такая псевдоаналитика, по моим ощущениям, возникает из договоренностей автора с определенными структурами, с целью получить свою долю".

Эксперт отмечает, что контроль силовиков за ситуацией на Северном Кавказе настолько плотный, без их ведома, кажется, и мышь не прошмыгнет. Впрочем, "заказ" на такое исследование тоже выглядел бы странно, тогда силовым ведомствам пришлось бы признать, что они проморгали, что террористы "просочились" на Кавказ. Разве что сослаться на то, что туда устремился многотысячный поток беженцев с Ближнего Востока, который они не в силах контролировать, - именно они, мол, вербуют через интернет последователей. 

Собеседник "Утра" считает, что автор доклада, сидя в Москве, недостаточно глубоко погружен в кавказские реалии. Сам он полагает, что "криминал и коррупция в Дагестане присутствует, иногда наблюдаются какие-то чисто криминальные разборки, связанные с переделом собственности, но эти выступления не имеют отношения к исламу (хотя выступить от имени ИГ может кто угодно). Что до атак на колонны, упомянутых в докладе, и прочих проявлений "ИГ" - в основном, это бандитизм и социальная напряженность", - отметил он, добавив, что пугаться "воцарения" "Исламского государства" на Кавказе россиянам пока не стоит.

В свою очередь, политолог, коллега докладчика по Центру проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО МИД РФ Николай Силаев назвал озвученную выше точку зрения о выбивании бюджетов силовикам "чушью".

На вопрос о том, действительно ли на Северном Кавказе есть ИГ, эксперт с уверенностью заявил: "Конечно, есть!" "Там несколько полевых командиров - я не говорю о том, какого они масштаба - объявили о том, что они присоединяются к ИГИЛ. Это произошло не вчера, а в течение последнего года или даже двух", - заявил Силаев.

Говоря о конкретных случаях, он напомнил: "есть дербентская группа, так называемая южная, которая ответственна за обстрел туристов в Дербенте и за взрыв, направленный против колонн, в столкновениях с которой близ одного из сел на юге Дагестана недавно погиб офицер спецназа".

"Эти люди, совершая теракты, объявляли о том, что они действуют от имени ИГИЛ. И это факт", - подчеркнул Силаев.

"Что касается силовиков, какими бы они ни были силовиками, они не могут все сделать мгновенно и автоматически. Сокращение масштаба террора на Северном Кавказе в последние годы заметно очень сильно. Силовики в целом справляются, но это не значит, что они справляются со всеми возникающими там вызовами, - отметил собеседник "Утра". - И я не согласен с тем, что силовики там "на каждом углу". Это не так! Это неправда. И неправда, что там установлен тотальный контроль".

Силаев подтверждает - да, действительно, за последние несколько лет контроль укрепился. Именно благодаря ему так быстро были установлены личности и связи исполнителей терактов в Волгограде и Минводах в конце 2013 г. - силовики следят за всей той средой, откуда, по их мнению, может возникнуть терроризм.

Эксперту Центра проблем Кавказа и региональной безопасности известно, что было несколько историй, когда сотрудники правоохранительных органов собирали всех прихожан мечети и у всех брали генетический материал - это они базу себе нарабатывали. При этом он все же не согласен, что "у них тотальный контроль, и они стоят под каждым кустом - это невозможно физически".

Иными словами, Силаев уверен: опасения его коллеги далеко не беспочвенны и озвученные в докладе угрозы существуют. "То, что на Севером Кавказе, в террористическом подполье, присутствуют люди, которые называют себя представителями ИГИЛ*, - это факт. Но дело в том, что ИГИЛ - это франшиза. Это как "Макдоналдс". Для того чтобы открыть ячейку ИГИЛ, в общем, достаточно объявить себя ячейкой ИГИЛ. Следующий вопрос: а насколько эта ячейка ИГИЛ связана какой-то командной цепочкой, и тем более финансовой, с Раккой и с другими центрами ИГ? Я не знаю, есть ли прямая командная и финансовая цепочка. Это открытый вопрос, но этого гражданские эксперты, наверное, точно сказать не смогут, а более или менее точно смогли бы те, у кого есть оперативная информация, т.е. представители правоохранительных структур", - подытожил эксперт.

Таким образом, представления о масштабах реальной опасности в части присутствия ИГ на Кавказе в экспертной среде сильно отличаются. С другой стороны, эксперты сходятся в одном: провозгласить себя "игиловцем" может кто угодно, но чего в этом больше - реальной связи с известной террористической организацией или желания пустить пыль в глаза и придать себе больше сомнительного "авторитета" - вопрос спорный.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей