Европа погрязла в оружейном бандитизме

Западные журналисты вскрыли новые каналы поставки вооружения из Центральной и Восточной Европы, а также США в страны Персидского залива и граничащие с Сирией, которое потом переправляется на сирийскую территорию

Европейские страны переправляли тысячи единиц оружия в Саудовскую Аравию, Иорданию, ОАЭ и Турцию, откуда оно попадало в Сирию и Йемен, тем самым способствуя эскалации вооруженного конфликта. К такому утверждению пришли авторы обнародованного в среду, 27 июля, доклада "Балканской сети журналистских расследований" (BIRN) и "Проекта по расследованию коррупции и организованной преступности" (OCCRP).

Маршрутизация авиаперелетов с вооружением из Европы на восток. Фото: Сайт OCCRP

В документе говорится о том, что тысячи штурмовых винтовок, минометных снарядов, ракетных пусковых установок, единиц противотанкового оружия и тяжелых пулеметов в страны Персидского залива и граничащие с САР государства поступали по новому оружейному пути с Балкан, сообщает "Интерфакс", чтобы в дальнейшем перенаправляться на сирийскую территорию.

Журналисты, изучив данные об экспорте оружия, отчеты ООН и информацию о полетах самолетов, установили, каким образом вооружение отправлялось от Боснии, Болгарии, Хорватии, Чехии, Черногории, Словакии, Сербии и Румынии на восток.

Торговцы оружием из Восточной Европы закупали его в своих странах, а также занимались посредничеством при продаже боеприпасов из Украины и Белоруссии, отмечается в отчете. Они даже пытались поставить противотанковый ракетный комплекс советского производства, приобретенный у Великобритании.

Авторы исследования утверждают, что оружие, купленное саудовцами, иорданцами, турками и ОАЭ для Сирии проходит через два секретных командных узла в Иордании и Турции, что-то вроде военных операционных центров. Далее оно транспортируется по дороге к сирийской границе или просто сбрасывается с самолетов. Так, саудовцы сбрасывали с самолета штурмовые винтовки сербского производства своим союзникам в Йемене.

Кроме того, выявлено, что США скупили огромное количество военной техники из стран Центральной и Восточной Европы непосредственно для сирийской оппозиции, говорится в докладе.

В исследовании отмечается, что каналы поставок оружия вскрылись зимой 2012 года, когда десятки транспортных самолетов, забитых до отказа приобретенным саудовцами вооружением и амуницией, начали вылетать из Загреба в Иорданию. При этом, хорватские власти регулярно отрицают какое-либо участие в оружейных поставках в Сирию. Однако экс-посол США в Хорватии Роберт Стивен заявил, что Загреб заключил в 2012-ом сделку, профинансированную Саудовской Аравией.

В конфиденциальном документе, который оказался в руках у сотрудниками BIRN и OCCRP и датируемый ноябрем 2013 года, некий высокопоставленный представитель министерства обороны Сербии высказал опасения, что поставляемое в Эр-Рияд оружие, на самом деле окажется в Сирии.

Согласно американским документам и данным по отслеживанию маршрутов кораблей, по заказу Командования специальных операций Пентагона, отвечающего за негласные поставки оружия в САР, с декабря 2013 года три грузовых судна направились на Балканы для поставок вооружения в Сирию. Потом оно распределялось из централизованно управляемых штаб-квартир так называемой Сирийской свободной армии. Также журналисты выявили по меньшей мере 3 партии груза с декабря 2015 года, которые американские военные сформировали в черноморских портах, с примерно 4700 т оружия и боеприпасов, следующих в Красное море.

С момента усиления конфликта в Сирийской Арабской Республике в 2012 году, 8 государств одобрили экспорт оружия на 1,2 млрд евро в Саудовскую Аравию, Иорданию, ОАЭ и Турцию, являющиеся ключевыми оружейными рынками для Сирии и Йемена.

Журналисты установили, что чаще всего авиарейсы осуществлялись из сербской столицы Белграда, которые направлялись на военные базы Саудовской Аравии или ОАЭ. Многие из подобных рейсов делали дополнительную остановку в Центральной или Восточной Европе, вероятно, чтобы догрузиться оружием и боеприпасами. Статистика полетов в ЕС показывает, что с лета 2014 года самолеты из Болгарии и Словакии доставили в Саудовскую Аравию и ОАЭ 2268 т. грузов, это 44 рейса. При этом, чаще всего использовался Ил-76.

Журналисты представили в докладе детальный анализ расписания аэропортов, грузов, истории перевозчиков, данные отслеживания маршрутов полетов, а также из источников управления воздушным движением, которые помогли определить 68 рейсов, перевозивших оружие в ближневосточные страны в течение последних 13 месяцев. Белград, София и Братислава чаще всего присутствуют в качестве основных узлов для воздушных перевозок.

Читайте также

Выбор читателей