Китай продолжает грандиозные военные реформы

Пока внимание мировой общественности приковано к международным конфликтам в Сирии и на Украине, на Востоке происходит новая "китайская революция" - армия Китая переживает крупнейшие реформы

В прошедшую среду на заседании ЦК КПК, посвященном обсуждению вопросов национальной безопасности, глава Китая призывал к реформам и усилению Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в соответствии с международным статусом страны, сообщает ТАСС. 

Новобранцы Народно-освободительной армии Китая. Фото: Zuma/ TASS

Власти КНР анонсировали реформирование китайской армии 31 декабря 2015 года. Помимо сокращения численности вооруженных сил на 300 тысяч военных, будет кардинально преобразована их организационно-штатная структура.

В мае этого года Центральный военный совет КНР обозначил главные направления совершенствования армии на ближайшие 5 лет. Планируется, что именно за этот срок власти Китая завершат проводимые в вооруженных силах реформы, добавил источник.

Итак, первым шагом военных реформ, проводимых в Поднебесной, стала оптимизация организационно-штатной структуры. Помимо укрупнения военных округов - из 7 округов создадут 4 оперативных командования, упраздняются все устаревшие структуры. Среди попавших под сокращение - Главное политуправление и Главное управление тыла. Четыре главных управления трансформируются в 15 различных департаментов и комиссий, которые будут осуществлять контроль за различными аспектами деятельности вооруженных сил.

Среди таких направлений - тыловая поддержка, воспитательная работа, национальная оборона, суды, разведка, воинская дисциплина и другие. В рамках новой реформы создан единый штаб, в котором 4 вида вооруженных сил - ракетные войска, сухопутные войска, авиация и флот - получили равные по статусу штабы. Кстати, такая структура единого штаба явно скопирована с Комитета начальников штабов армии США.

Если говорить о ракетных войсках, то этот новый вид вооруженных сил сформирован на базе Второй артиллерии (или 2-го артиллерийского корпуса). В распоряжении ракетных войск находится ядерный потенциал страны, состоящий, по оценкам американских экспертов, из 50 межконтинентальных баллистических ракет. Старое название накладывало секретность на проводимые в стране ракетно-ядерные программы, теперь не имеет смысла скрывать наличие ядерного оружия и его носителей. Наоборот, Пекин демонстративно подчеркивает свое намерение защищать государство всеми доступными способами.

Помимо этого, осуществить мечту китайского руководства о создании могущественной армии должны помочь новые рода войск. Одним из них стала стратегическая поддержка, которая объединит космические войска, кибервойска и войска РЭБ. Так вышло, что именно китайцы первыми воплотили идею о выводе подразделений информационной и сетевой войны в отдельный род войск. Эта структура будет ответственна за оборону в виртуальном и электромагнитном пространстве и выполнять задачи защиты и нападения в этих пространствах, сопровождение целей, разведку местности, контроль за работой спутников, организацию связи при совместных операциях различных родов войск. Вот уж по-настоящему - армия будущего!

Процессы, которые сейчас разворачиваются в Вооруженных силах Китая, по праву притягивают к себе внимание: ведь речь идет о самой многочисленной армии мира. Но она еще и одна из самых богатых. До "раздутых" оборонных расходов США (около $600 млрд), конечно, Пекину далеко, но $241 млрд - эта сумма в несколько раз превышает военный бюджет РФ.

Хотя Китай и находится в тройке лидеров среди самых сильнейших и эффективных армий мира, но все-таки главной его проблемой остается нехватка современной техники. И по количеству, и по качеству бронетанковой техники, самолетов и подводных лодок КНР по-прежнему уступает Соединенным Штатам и России. Хотя сравнение с РФ, по сути, только аналитическое - согласно экспертной оценке характера основных вооружений и геополитических реалий, Китай не собирается направлять свое оружие в сторону России. В отношениях с Россией Поднебесная склонна решать проблемы другими способами.

Ну и подходим к главному вопросу: к чему же, собственно, так усиленно готовится КНР?
Недавно китайские власти явили миру новую национальную доктрину. Ее ключевой момент - переход к национальной обороне. В документе говорится, что Китай не будет нападать, но нанесет контрудар, если на него будет совершено нападение. Кроме того, новая китайская доктрина базируется на том, что угрозы для страны исходят с моря. Да, угроз у Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) немало. По сей день сохраняются противоречия по размежеванию в Южно-Китайском море с несколькими странами Юго-Восточной Азии. Среди них Бруней, Малайзия, Тайвань, Вьетнам и Филиппины. Речь об островах архипелага Спратли. Еще одно "яблоко раздора" - острова Дяоюйдао, на которые, помимо КНР, претендуют Япония и Тайвань. Напряженной остается обстановка и на Корейском полуострове.

Вывод напрашивается сам собой: главный интерес, а значит, главный вызов Китаю в ближайшем будущем - именно в морской сфере. В ответ на угрозы Пекин замахнулся на создание океанской флотилии. Китайский флот времен СССР был ориентирован на так называемый "желтый флот", состоящий из кораблей, действующих в прибрежных водах (ракетные, патрульные катера, малые десантные корабли). Теперь же Китай берет курс на "голубой флот" - корабли, способные к длительным рейдам (эсминцы, фрегаты, авианосцы).

Необходимо отметить, что Китай уже сейчас успешно совершает походы надводными кораблями продолжительностью 6-9 месяцев, атомными подводными лодками - более 100 суток. Китайские корабли с дружественными визитами посетили порты таких отдаленных стран, как Польша, Бразилия, Перу, Израиль и другие. А в Африке китайцы вообще постоянные гости. В нулевые годы Пекин обновил свои эсминцы и фрегаты, оставив по их количеству позади Россию и Европу. Теперь на очереди авианосцы. В скором времени к "Ляонину" (украинскому "Варягу") добавится еще один полноценный китайский авианосец.

Яркий пример обновленной военно-морской доктрины КНР - использование мобильных десантных платформ, созданных по американскому образцу. Это гигантские автономные транспортные базы, способные снабжать катера всем необходимым вдали от берегов. С помощью таких платформ можно проводить операции в любой точке Мирового океана. У Китая есть уже одна такая - "Донгхайдао". Кроме КНР и США, кораблей такого типа нет ни у кого.

Для того чтобы успешно отстаивать свои интересы в регионе, Китай построил несколько искусственных островов в Южно-Китайском море. На них теперь находятся взлетно-посадочные полосы аэродромов. Безусловно, такая инновация признана выдающейся: новые острова выполняют роль непотопляемых авианосцев в возможном противостоянии с американскими авиационными ударными группами. По всей видимости, Китай в перспективе сможет разместить на этих островах противокорабельные ракетные комплексы. По признанию американских экспертов, такие "авианосцы" могут противостоять любым силам противника. И именно этим обстоятельством теперь можно объяснить намерения Штатов отправить новый ракетный эсминец-невидимку Zumwalt ("Замволт") поближе к китайским берегам.

Очевидно, основные интересы Пекина ограничиваются Южно-Китайским морем. И действительно, через его акватории проходят коммуникации, обеспечивающие 75% поставок ближневосточной нефти в АТР, а это примерно половина поставок нефти непосредственно в Китай. Здесь же сосредоточено до 30% объема морской торговли на сумму до $5 триллионов. Понятно, что влияние в этом регионе в перспективе станет едва ли не самым ключевым фактором в геополитике. Поэтому ближайшие 15-20 лет Китай будут занимать вопросы контроля транспортных морских артерий, по которым осуществляются перевозки углеводородов, а основные усилия будут направлены на строительство и расширение флота.

Опираясь на экономическую мощь, Китай продолжает грандиозную реорганизацию армии, и, естественно, масштаб изменений не может остаться незамеченным. СМИ называют реформу в Китае "новой революцией". Ведь это самая крупная реформа армии с момента ее образования. Есть надежда, что заявленная Пекином задача - сделать армию более современной и боеспособной - будет выполнена. И тогда заветная мечта лидера КНР "превратить армию из кокона в бабочку" сбудется.

Выбор читателей