Минобороны возродит ядерный поезд-призрак

Боевой железнодорожный ракетный комплекс крайне сложно вычислить. Он может автономно проехать более 10 тысяч километров, сократив время полета ракеты, сведя к нулю перехват и отражение ядерного удара

Ракетные войска (РВСН) вновь получат уникальный боевой "поезд-невидимку" со скрытыми установками баллистических ракет. По данным источников информагентств и официальных заявлений Минобороны, в ноябре-декабре 2016 г. пройдут испытания "минометных" стартов ракет "Ярс" с поезда. Особый вид старта был разработан еще советскими конструкторами для сохранения самого поезда от струи маршевого двигателя баллистических ракет.

Пусковая установка ракеты "Скальпель". Фото: Александр Бабенко/ ТАСС

В мире больше нет ядерных поездов, даже США в 1960-х гг. были вынуждены отказаться от проекта из-за высокой стоимости. Главным преимуществом "поезда Апокалипсиса" является невидимость для спутников и радиолокационных систем. Проще говоря, легче выявить атомную подлодку в океане, чем "обычный" боевой состав среди тысячи других на железнодорожных путях.

Реинкарнация призрака

Неприметный поезд с рефрижераторными вагонами останавливается на одном из тысяч железнодорожных путей России. Крыша одного из вагонов уходит в сторону, и вверх поднимается ракетная установка. Чтобы стартовать в космос и добраться до своей цели на другом континенте, ракете нужно включить мощный маршевый двигатель. При обычном старте двигатель сожжет вагон, разрушит состав и может причинить вред военному персоналу. Для решения этой проблемы легендарный конструктор твердотопливных ракет Владимир Уткин придумал уникальную схему. Сначала за счет порохового ускорителя сдвигалась задняя "корма" ракеты в сторону от состава, а затем минометный двигатель "выстреливал" ракету на 30-40 м вверх, где включался маршевый двигатель. На такой высоте он не мог причинить вреда благодаря уклону струи в сторону от состава. В новой модели поезда "Баргузин" решено изменить вид и конструкцию маскировочных рефрижераторных вагонов, сделав их неотличимыми от стандартных аналогов даже для опытных железнодорожников. Вероятно, эти изменения скажутся и на установке "минометного" старта, который будет запускать ракету. Именно по всем конструктивным изменениям пуска будут проводиться испытания.

В мае 2016 г. генеральный конструктор наземных ракетных комплексов Московского института теплотехники (МИТ) Юрий Соломонов сообщил, что "в этом году мы планируем выполнить "бросковые" испытания, этот пуск гарантированно будет выполнен, это будет в четвертом квартале этого года".

Он пояснил, что эти испытания осуществят с целью проверки правильности принятых проектно-конструкторских решений с точки зрения воздействия ракеты на агрегаты наземно-пускового оборудования. То есть речь идет о качестве "минометного" пуска из вагона с учетом измененной конструкции состава. Скорее всего, состав увеличится на три вагона и по числу ракет - шесть вместо трех. Как отмечают эксперты, уже просчитаны параметры пусковой установки и проработано размещение командного модуля со вспомогательными системами. Предыдущая версия демаскировалась усиленной тягой - вместо одного состав тянули 2-3 тепловоза. Теперь останется только один, более мощный. Сократится и время наведения на цель за счет развития навигационных систем в последние годы. РС-24 "Ярс" также превосходит украинский аналог РТ-23 в точности попадания, хотя несет только четыре боеголовки, а не десять. Благодаря облегченному весу ракет общая масса состава перестанет быть критичной для путей и выйдет на стандартный показатель товарного состава. В итоге от старого "Молодца" останется только система отвода проводов электросети для поезда и "минометный" старт.

Импортозамещенный на 20 лет

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) имеет очевидные преимущества перед шахтным и подвижно грунтовым (на тягачах) комплексами. Помимо того что поезд-призрак крайне сложно вычислить, он может проехать в автономном режиме более 10 тыс. км и сократить радиус полета ракеты, сведя к нулю перехват и отражение ядерного удара. Новый БЖРК получит не три ракеты, а шесть с дальностью полета боеголовок до 11 тыс. километров. Например, при начале боевых действий с Китаем поезд способен доехать до Иркутской области и произвести старт ракет практически у границ противника. Дальность полета ракет позволит покрыть всю площадь Китая, доставив заряд в любую точку. Еще одним гипотетическим преимуществом можно назвать полную импортозамещенность. Вместо украинской межконтинентальной баллистической ракеты РТ-23 от КБ "Южное", которую применяли с 1987 г. на БЖРК "Молодец", решено использовать российскую твердотопливную МБР "Ярс". БЖРК смог обогнать по "патриотизму" даже подвижно грунтовые "Ярсы" на шасси-тягачах, производимых в Минске.

Как сообщил командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев, "при возрождении БЖРК будут учитываться все новейшие разработки в области боевой ракетной тематики. Комплекс "Баргузин" будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полета ракеты и другим характеристикам, что позволит на долгие годы, как минимум до 2040 года, данному комплексу находиться в боевом составе РВСН. Таким образом в ракетных войсках будет воссоздана группировка на основе ракетных комплексов трех видов базирования: шахтного, подвижного грунтового и железнодорожного, которая в советские годы доказала свою высокую эффективность".

Поезд Апокалипсиса №0

Первый и единственный в мире ядерный поезд-призрак "Молодец" вышел на боевое дежурство в 1987 году. Он имел шифрованное обозначение для всех спецслужб и руководства РЖД - "поезд №0". Вплоть до 1994 г. на боевом дежурстве стояли 12 составов-комплексов, пока не попали под программу сокращения СНВ-2. В одностороннем порядке к 2005 г. все комплексы были демонтированы и уничтожены, два из них были деактивированы и переданы в музеи.

БЖРК являлся для США угрозой, которую они не могли контролировать и сдерживать. От команды до развертывания пуска проходило не более 3 минут. Перехватить ракету на этапе пуска практически невозможно, так как она выпускается из глубины территории России. Технологии уничтожения ракеты в ближнем космосе у американцев до сих пор ограничены. Другие гипотетические противники, такие как Китай, и вовсе не имеют ПРО, способной остановить МБР "Ярс" на коротких дистанциях при выходе из космоса.

Опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию комплекса "Баргузин" были начаты в 2012 г. Московским институтом теплотехники. До конца 2014-го не было ясности по ракете. Выбор шел между "Ярсом, "Булавой" и РС-26. По всем техническим характеристикам "Ярс" оказался более надежным. Разработка и испытания проходят в срок, поэтому войска РВСН получат "поезда Апокалипсиса" к 2019-2020 г., если не будет нарушен график финансирования. Состав БЖРК "Баргузин" с шестью МБР будет приравнен к ракетному полку. При автономности хода поезда 28-30 суток дальность составит 1 тыс. км в сутки. Численность ядерных поездов не раскрывается, но можно предположить, что их будет минимум шесть. Дислоцироваться они будут в разных федеральных округах. Если в СССР 12 поездов размещались в Костромской, Пермской областях и Красноярском крае, закрывая Центральную Россию, Урал и Сибирь, то сегодня выбор локации может быть иным с учетом новой ситуации в геополитике. Например, в список могут быть включены Дальний Восток или Иркутская область, Калининградская область. Численность военных специалистов останется прежней либо увеличится в связи с развитием электронных систем и угроз атак. Ранее в поезде находились 70 военнослужащих, из которых 30-40 были офицерами.

Известно, что в 1991 г. было проведено уникальное испытание - имитация ядерного взрыва с проверкой устойчивости поезда от взрывной волны. Во время эксперимента "Сдвиг" в Плесецке было подорвано 1 тыс. т тротила в виде нескольких эшелонов противотанковых мин ТМ-57. Воронка от взрыва достигала в диаметре 80 м и глубины 10 метров. Акустическое давление достигло болевого порога в 150 дБ. Несмотря на снятие с готовности пусковой установки от волны, командный пункт смог оперативно запустить готовность и произвести пуск макета ракеты.

Ядерные ракеты прежде всего являются элементом сдерживания и позволяют вести политический диалог на равных. Эффективность и непредсказуемость вооружения является сильным козырем в вопросах обороны и геополитики. 

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей