Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
В 2016 г. Россия утратила мировое лидерство в области пусков космических ракет-носителей. Как заявил замглавы госкорпорации "Роскосмос" Александр Иванов, в этом году впервые у нас будет меньше пусков, чем у китайцев и американцев. "Свободная пресса" напоминает, что с 2003 года Россия занимала первое место по количеству космических пусков: в 2015 году из 87 стартов ракет-носителей космического назначения 29 были российскими, 20 - США, 19 - Китая (в 2016-м –18, 19 и 19 соответственно).
Фото: Марина Лысцева/ ТАСС
Сокращение пусков произошло по нескольким причинам. "Роскосмос" прекратил запуски в интересах Федеральной космической программы и создания орбитальных группировок в будущем. Кроме того, на запуски спутников связи нет заказов ни от ФГУП "Космическая связь", ни от "Газпром - космические системы" ни в этом, ни в следующем году.
При общем объеме международного рынка космических услуг в $300-400 миллиардов на пусковые услуги - запуск спутников с помощью ракет - приходится всего 2% рынка. Поэтому нет причин для особой гордости лидерством России по запускам, составляющем 0,7–1% рынка. Впрочем, в других секторах космического рынка - например, телекоммуникационном - Россия занимает еще меньшую долю.
Чтобы быть оператором каких-либо космических услуг, необходимо иметь собственные спутники. В этой области Россия имеет большие проблемы из-за отставания отечественной микроэлектронной промышленности от мирового уровня. По данным "Свободной прессы", в "докризисных" российских спутниках гражданского назначения доля иностранных комплектующих составляла 70–90%. Введение санкций означало для многих проектов в области военного и гражданского спутникостроения отсутствие комплектующих и непонятные сроки окончания работ.
Как видно, роль "космического извозчика" досталась нам не от хорошей жизни. Но и здесь нас теснят конкуренты. В 2015 году произошло несколько громких аварий с отечественными космическими аппаратами - был потерян транспортный корабль "Прогресс" с грузами для космонавтов, из-за аварии ракеты "Протон" пропал мексиканский спутник. Между тем стоимость самих запусков растет - в 2013 году пуск "Протона-М" подорожал до $100 миллионов, что сделало его немногим дешевле пуска европейской Ariane-5 и американской Delta-4. При этом компания американского миллиардера и изобретателя Илона Маска SpaceX обещает запуски тяжелой ракеты Falcon Heavy по цене $90 миллионов. А частная американская компания Blue Origin Джеффри Безоса смогла первой в истории посадить после запуска всю ракету целиком.
Российские космические перевозки продолжают базироваться на старых достижениях. Ракете "Протон" исполнился 51 год, и она будет летать минимум до 2025 года. Ракета Р-7, на которой отправился в космос Юрий Гагарин, также продолжает трудовую вахту в виде ракеты "Союз". Новых ракет у России просто нет.
В области межпланетных проектов мы также не преуспели со времен советского проекта "Фобос" 1988 года. При этом с 2012 года на Марсе работает американский марсоход Curiosity. Автоматическая американская станция New Horizons передает на Землю фотографии Плутона, следуя за "Вояджерами", которые достигли границы Солнечной системы. А европейский космический аппарат Philae впервые в мире сел на комету.
Гендиректор компании "Космокурс", один из разработчиков ракеты "Ангара" в ФГУП ГКНПЦ имени М.В. Хруничева, Павел Пушкин рассказывает "Свободной прессе", что из-за серии аварий ракет "Протон" было подорвано доверие иностранных заказчиков к российской ракетно-космической технике. Если честь, что от заключения контракта до пуска проходит 2-3 года, сейчас мы как раз пожинаем плоды неудач с "Протоном", считает конструктор. По его данным, уже в 2017 году запланировано значительно больше пусков, что вернет России лавры главного "космического извозчика".
Летчик-космонавт, командир отряда космонавтов РКК "Энергия", Герой России Юрий Усачев считает, что даже просев в межпланетных исследованиях, по остальным позициям Россия выглядит неплохо. Мы бесспорные лидеры в области пилотируемой космонавтики, наша ракета "Союз" - лучшее на сегодня транспортное средство для доставки людей в космос, настоящий бренд России, наряду с автоматом Калашникова, сказал космонавт.
Однако отсутствие у страны долгосрочной, осознанной программы освоения космоса не позволяет говорить о выходе из космического тупика. Как справедливо заметил Юрий Усачев, мы шарахаемся из стороны в сторону – то делаем корабль для орбиты, то для Луны, то для Марса. Но совсем не понимаем, для чего туда лететь.
Ситуация резко обострилась