Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Катастрофа лайнера Ту-154 над Черным морем сплотила россиян. Люди несут цветы к стихийно организованным памятникам, оркестр имени Александрова и Доктора Лизу увековечивают в названиях больниц и училищ. Однако находятся и те, кто радуется произошедшей трагедии, оставляя сочащиеся ядом записи в соцсетях. И если со стороны Украины подобные реплики выглядят уже привычно (хотя от этого не менее омерзительно), то аналогичные высказывания россиян заставляют искренне недоумевать.
Божена Рынска. Фото: Александра Мудрац/ ТАСС
"Встаешь, а тут такое. Весь ансамбль Александрова.... весь! Нет бы весь борт НТВ.... Ну почему именно музыканты?! Почему прекрасный ансамбль? Спасибо, конечно, боженьке за бонус в виде съемочной группы НТВошек, но остальные-то почему?.." - написала в своем блоге известная светская обозревательница Божена Рынска (впоследствии пост был скрыт). Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя пассажи скандальной блогерши, высказался предельно точно и емко. "В целом эти уродливые проявления сумасшествия поражают особенно в такие дни", - признался представитель Кремля. С высказыванием Пескова трудно не согласиться: в данном случае действительно вполне уместно говорить именно об "уродливом сумасшествии", на которое, как и следовало ожидать, последовала вполне закономерная жесткая реакция возмущенных сограждан.
В частности, как пишет один из пользователей "Живого журнала" под ником maxfur, "думается, что в этот раз глумление над погибшими не сойдет многим с рук и жесткая реакция общественности заставит органы отработать народный запрос". "Очень трудно жить в одной стране с людьми, которые радуются смерти сограждан. Даже более, мерзко жить рядом с такими. Это уже полные нелюди, потенциальные палачи, готовые убивать невинных на потребу собственного "Я". Думается, общество должно обезопасить себя от таковых сограждан, изолировав их. И тут принципиально важно, чтобы эти люди не отделались условными сроками, а получили реальные", - считает блогер.
Получив первую порцию осуждения, Рынска что-то написала в свою защиту, но личные счеты блогерши с НТВ никак не оправдывают ее бесчеловечных ремарок. Которыми - в совсем уж крайнем случае - уместно было бы поделиться "на эмоциях" с соседкой или близкой подругой на кухне (после чего нормальному человеку все равно стало бы стыдно), но никак не в интернете с его огромной аудиторией. Даже если исходить из того, что блогерша - жертва злых телевизионщиков, затравивших ее в свое время не то до невроза, не то еще до каких-то нечеловеческих страданий, есть элементарные нормы морали и правила приличий. Глумиться над погибшими - табу, и никакие личные счеты не являются оправданием.
Однако возникает вопрос: почему уродливое сумасшествие все чаще выбирается некоторыми гражданами, имеющими доступ в интернет, в качестве основной модели самоутверждения? В том же топе "Живого журнала" не первый год процветают буйным цветом явные психически больные девианты, и ничего, надзорные органы молчат. После кошмарной истории хабаровских живодерок, решивших обрести известность нарушением всех мыслимых и немыслимых общечеловеческих норм, народ начал запоздало задумываться о том, как с этим бороться. Но где грань, за которой обычный троллинг и "свобода самовыражения" в Сети переходят в злоупотребление данной свободой, откровенное вредительство и насилие? Грань тонка, и разбираться с этим - в случае неготовности некоторых граждан к самоцензуре - безусловно, нужно правоохранителям.
Тут, конечно, поборники "неограниченных свобод" могут заявить, что не затем столько лет боролись за ту же свободу слова, чтобы сейчас взять и все порушить, что у этих процессов есть и позитивная сторона: в каких-то случаях - выпуск пара, в иных - публичное обнажение социальных пороков, которые, став явными и всплыв на поверхность, будут жестко отрегулированы самими же гражданами. Если некое поведение социально неприемлемо, люди массово выскажутся против, тем самым "наказав" виновников. Но стоит ли переваливать всю ответственность только лишь на социальную саморегуляцию?
Вопиющие случаи "уродливого сумасшествия" становятся возможными именно в силу их легкодоступности и безнаказанности. Та же Рынска "прогрессировала" в данном направлении не один год (умудрившись при этом попасть несколько лет назад в список "100 влиятельных россиянок"). В марте 2016 г. Рынска предложила залить детские площадки зарином, чтобы избежать шума, исходящего от играющих детей. Ранее "Российская газета" суммировала и прочие "подвиги" "светской львицы": нападение на пенсионера, оскорбление сотрудников правоохранительных органов, то самое избиение журналистов НТВ и умышленное повреждение их имущества.
В 2011-2012 гг. Рынска участвовала в митингах за честные выборы в Москве, была задержана во время несанкционированной акции на Триумфальной площади и призвала в своем блоге отыскать омоновцев, задержавших ее, чтобы "выколоть им глаза шилом". Попутно блогерша обозвала полицейских "зверьем" и "животными". В 2012 г. в отношении нее было возбуждено дело за экстремистские высказывания и оскорбление полицейского, однако Следственный комитет пришел к выводу, что ее слова "Пасть порву!" не являются неприличными, а определения "животные", "нелюди", "зверье" и намерение "выколоть шилом глаза" сотруднику ОМОНа в силу малозначительности не несут опасности для общества.
Также, напоминает "Российская газета", Рынска оскорбляла в интернете пожилых людей: в день выборов мэра Москвы она написала в своем блоге, что "ощутила нехорошие чувства по отношению к старикам", которых, по ее мнению, на избирательном участке было слишком много, они "вносят чудовищные помехи в избирательный пейзаж" и "заедают наш век своим тупорылым голосованием". Высказывания Рынски вызвали широкий общественный резонанс, пенсионеры подали в суд, возмутившись тому, что публичная персона навязывает молодежи негативное и хамское отношение к старикам.
В этом контексте - для тех, кто раньше как-то не следил за судьбой и приключениями Божены Рынски - становится понятно и ее последнее резонансное выступление. Особенности психики, отсутствие моральных принципов и плохое воспитание в очередной раз увенчались закономерным и предсказуемым финалом.
Но ключевое во всей этой истории - безусловно, безнаказанность, пункт, к которому в подобных случаях приходится возвращаться снова и снова. Если наказание в конечном счете не перевешивает "профит" - славу (пусть и дурную), известность, привлечение внимания к своей персоне и прочее, - значит, "уродливое сумасшествие" как метод будет практиковаться и дальше. Если же за каждое неосторожно брошенное в Сети слово или выходку "сумасшедший" щедро получит от правоохранителей или психиатров, поводов для самоцензуры у поклонников подобного самопиара заметно прибавится. А значит, и обществу не придется каждый раз разбираться с аналогичными случаями за счет своих сил, времени и нервов, заменяя собой прокуратуру и прочие "скрепы": в конце концов, обществу за это не доплачивают.
На карте может появиться новая горячая точка