Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Минфин и Минэкономразвития обсуждают возможность постепенной замены льготной ставки НДС на адресную помощь малоимущим. При этом 10-процентная ставка на социально значимые товары будет поднята до общего уровня, а потребители этих товаров получат адресные выплаты, утверждают чиновники. Цена вопроса – 150 млрд руб. в год. Однако пока ни механизма адресных выплат, ни критериев нуждаемости не существует.
Фото: Кирилл Кухмарь/ ТАСС
Идея повышения льготной ставки НДС до общего уровня уже давно обсуждается в ведомствах экономического блока. Во-первых, НДС - один из наиболее эффективно собираемых налогов, с другой - повышение льготной ставки обещает увеличить доходы бюджета на 150 млрд рублей, которые будут далеко не лишними в нынешнем бюджете.
Однако эксперты предупреждают, что повышение НДС вызовет рост цен, а число бедных в России растет год от года. По данным Росстата, в 2013-м их было 15,5 млн, а в 2015-м - уже 19,1 миллиона.
Тем не менее минувшей осенью Минфин на совещаниях у первого зампреда правительства Игоря Шувалова предлагал поднять ставку в 2017 г. до 12%, а с 2019 года начать увеличивать ее на 2 процентных пункта ежегодно, пока она не сравняется с нельготной в 18%. При этом 10% самых бедных жителей страны станут получать ежемесячное пособие в 1,5 тыс. руб., пишут "Ведомости".
Десятипроцентная ставка применяется к основным продуктам питания, товарам для детей, книгам, учебникам, а также лекарствам, что позволяет держать цены на них на доступном уровне. Собеседники газеты в Минфине и Минэкономразвития полагают, что можно оставить льготную ставку НДС для некоторых продуктов и школьной формы.
Но введение адресной помощи потребует создания базы данных о домохозяйствах, провести пилотный проект в отдельных регионах и только потом отменять льготу. Этот механизм уже прорабатывается в финансовом блоке правительства, но ни социальный, ни инфляционный эффект Минфин пока не просчитывал.
Отказаться от налоговых льгот и увеличить адресную поддержку требовал президент России Владимир Путин. В экономических ведомствах утверждают, что льготная ставка НДС не эффективна и не влияет на конечную цену продукта. В частности, директор НИСП Лилия Овчарова уверена, что 10-процентная ставка НДС не способствовала снижению бедности. По данным Росстата, доходы ниже прожиточного минимума к третьему кварталу 2016 г. были у 12,8% населения.
По сравнению с этим, адресная помощь значительно эффективнее. По расчетам Научно-исследовательского финансового института (НИФИ), понадобится менее 1% ВВП для того, чтобы поднять расходы бедных домохозяйств до прожиточного минимума. А чтобы не было бедных семей с детьми, достаточно 5% ВВП.
Однако постепенная отмена льготной ставки НДС вызовет рост цен, указывают эксперты. В частности, Лилия Овчарова из НИСП полагает, что от этого пострадают, в первую очередь, именно бедные семьи, а критериев нуждаемости пока нет.
А вот компенсировать отмену льготы адресной помощью сложно, предупреждает директор Института социального анализа и прогнозирования Татьяна Малева.
Отсутствуют также определения важных понятий, таких как состав семьи, черта бедности. Одни под этим понимают среднего душевой региональный доход, другие - 1 - 2,5-кратный прожиточный минимум.
Однако администрирование системы адресной помощи может обойтись дорого. По мнению директора Deloitte Василия Маркова, важно, чтобы выплаты тратились именно на те цели, для которых они предназначены. Поэтому возможно введение продовольственных талонов, чтобы люди тратили субсидии именно на продукты.
Об адресной помощи Минпромторг начал говорить еще в 2016 г., когда разработал проект программы, в рамках которой предполагалось, что нуждающиеся получат специальные карты для покупки продуктов российского производства.
Но оказалось, что стоимость программы составит около 140 млрд руб., и она не стала реализовываться.
Эксперты также обращают внимание, что повышение льготной ставки НДС приведет к росту налоговой нагрузки на бизнес и ухудшению экономического состояния компаний, в частности, сельского хозяйства. Надо сначала отработать схемы адресной помощи, а только потом отказываться от льготной ставки НДС.
Ситуация резко обострилась