Володин выключил бешеный принтер

За первую сессию депутаты Госдумы седьмого созыва выдвинули меньше собственных законопроектов и завернули больше правительственных инициатив, чем их предшественники.

Здание на Охотном ряду стало скупо на законы. За первую сессию депутаты Госдумы седьмого созыва выдвинули меньше собственных проектов и завернули больше правительственных инициатив, чем их предшественники. Об этом свидетельствует исследование "Рейтинг законотворцев", подготовленное Фондом ИСЭПИ (Институт социально-экономических и политических исследований) совместно с Центром содействия законотворчеству.

Фото: сайт Государственной думы РФ

Только 100 депутатов нижней палаты парламента седьмого созыва выступили с собственными законодательными инициативами за первую, осеннюю, сессию. Это практически вдвое меньше, чем было принято ранее. К примеру, в 6-й Думе за одну сессию авторами и соавторами новых законопроектов становились более половины депутатов.

По сравнению с парламентариями, члены правительства работали активнее: доля рассмотренных инициатив кабмина выросла с 41% до 71%, тогда как доля депутатских законопроектов снизилась с рекордных 46% в предвыборную сессию до 17%. Но тут важно отметить и другое. Число инициатив, возвращенных авторам-депутатам или отозванных ими самими из-за несоответствия регламенту, снизилось в 2,5 раза, то есть всего 7,5% депутатских законопроектов оказались "сырыми". Причем часть из них вносилась еще парламентариями предыдущего созыва (для сравнения: осенью 2015 года таких "забракованных" инициатив было 19,1%). Это свидетельствует о том, что депутаты согласились с предложенным председателем Думы Вячеславом Володиным механизмом - сначала обсуждать проект внутри фракции, а потом уже выносить на общее рассмотрение.

В Думу вносится все меньше "сырых" законопроектов - прежде они всесторонне обсуждаются на уровне фракций

"Руководство новой Госдумы поставило перед собой цель - улучшить качество законодательной работы, - комментирует политолог Глеб Кузнецов. - Поэтому многие депутатские инициативы в осеннюю сессию были направлены на изменение регламента, усиление дисциплины. Результатом этого стал более ответственный подход депутатов к своей работе. Предлагаемые инициативы стали прорабатываться более ответственно. Реже стали встречаться законопроекты, выдвинутые одним автором, депутаты стали предпочитать работать в коллективе". Второй важный момент, по мнению политолога, заключается в том, что за время осенней сессии не было выдвинуто и тем более принято ни одного законопроекта "сгоряча", в качестве эмоциональной реакции на какое-либо событие. Это тоже способствует укреплению авторитета новой Думы в обществе, подчеркивает Глеб Кузнецов.  

А вот многочисленные идеи правительства нынешним парламентариям пришлось подвергнуть тщательному анализу. И в результате были приняты далеко не все. В частности, были отвергнуты сразу 3 правительственных законопроекта из "бюджетного пакета".

Кстати, стоит отметить, что самую бескомпромиссную позицию при голосовании за законы "бюджетного пакета" занимала "Справедливая Россия". У эсеров выше, чем даже у КПРФ, доля протестного голосования по бюджету: большинство членов фракции проголосовало "против" 54% бюджетных законопроектов и поддержало только 23%.

 

Вообще, в минувшую сессию именно "Справедливая Россия" стала лидером по числу выдвинутых инициатив. Она направила за это время в Госдуму все законопроекты из своей предвыборной программы. В отличие от эсеров активность коммунистов в осенней Думе была крайне низкой, предвыборная программа КПРФ до сих пор не превратилась в пакет фракционных законодательных инициатив. Если говорить про ЛДПР, то там заметную активность проявляют новички. А "Единая Россия" в осеннюю сессию предпочла делать упор не на самостоятельное, а на совместное законотворчество с другими фракциями, членами Совета Федерации или заксобраниями.

В целом, Госдума под председательством Вячеслава Володина отличилась высокой долей консенсусного голосования, объединяющего все фракции.

Так, во время первых чтений уровень одобрения проектов всеми политическими силами нижней палаты сохранился на прежнем уровне - около 62%. А вот в ходе 2-х чтений консолидированная поддержка законопроектов отмечалась вдвое чаще, чем перед выборами - 55,5% принятых законопроектов (раньше этот показатель составлял около 40%). В частности, из 26 социально-экономических законов "бюджетного пакета" почти треть (31%) была принята консенсусным голосованием либо голосами трёх парламентских фракций из четырёх.

В исследовании отмечается, что 10,5% от общего числа депутатских инициатив касались повышения качества власти, законотворчества и парламентского контроля, развития партийно-избирательной системы и общественного контроля. Основные инициативы социально-экономического характера вносились поправками 2-го чтения в бюджет, а на уровне законотворчества "с нуля" выделялись темы социальной поддержки граждан, семейной и демографической политики, здорового образа жизни.

Между тем за неполные четыре месяца работы парламентарии не смогли добиться всех поставленных целей. Так, Госдуме седьмого созыва пока не удалось преодолеть практику ускоренного принятия законопроектов сразу во втором и третьем чтениях за один пленарный день. Доля таких документов от общего числа принятых законов составила 50,9%, что лишь ненамного ниже показателя последней сессии Думы прошлого созыва (56,9%). Однако теперь депутаты гораздо чаще утверждают в ускоренном режиме президентские, сенаторские и собственные законопроекты, а вот доля ускоренного одобрения правительственных инициатив сократилась до 45%.

В целом, по мнению первого проректора Финансового университета при правительстве РФ Константина Симонова, которое он высказал "Утру", с новой Думой у общества связаны большие ожидания, надежды, что она будет качественно отличаться от предыдущей. Сама Дума тоже позиционирует себя, как более профессиональный, эффективный механизм. И представленный ИСЭПИ рейтинг помогает понять, насколько ожидания и обещания соответствуют реальности. Да и депутатам полезно знать, что за ними пристально наблюдают, считает эксперт: "Эффективнее будут работать". Потому что, с одной стороны, "в сокращении числа выпускаемых Думой законов нет никакой драмы, напротив, это позитивный момент. Прошлая Дума прославилась огромным количеством принятых законопроектов, за это ей даже дали обидное прозвище "бешеный принтер". Зачастую депутаты подходили к своей деятельности достаточно безответственно", подчеркивает Симонов.Но с другой стороны, по его мнению, необходимо, чтобы в законотворчество были вовлечены не 20% депутатов, как сейчас, а хотя бы 80%. Не обязательно каждый должен стать автором законопроекта, напротив, правильнее, когда инициатива вносится фракционно. Но только ходить на заседания и голосовать за чужие предложения - этого недостаточно.

Необходимо, чтобы в законотворчество были вовлечены не 20% депутатов, как сейчас, а хотя бы 80%.

Впрочем, отмечает Константин Симонов, первая сессия - не показатель. Депутаты рассаживались по кабинетам, расселялись по новым квартирам, многие получали первый опыт законодательной работы - было не до выдвижения инициатив. Открывшаяся весенняя сессия покажет, насколько Госдума седьмого созыва качественно отличается от предыдущих.

Читайте также

Выбор читателей