Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Петр Порошенко прервал визит в Германию из-за обострения противостояния в Авдеевке. По всей вероятности, украинский лидер таким образом пытается привлечь внимание как к собственной персоне, так и к ситуации в Донбассе европейских партнеров. Что стало понятно даже им.
Фото: Flickr
Уже на следующий день после отъезда украинского лидера немецкая газета Suddeutsche Zeitung вдруг опубликовала, можно сказать, разгромную статью, в которой виновником очередного обострения в Донбассе прямо называется Украина. Причем со ссылками на правительственные круги.
"Очевидно, принимая во внимание обострение ситуации, Киев строит расчет до такого предела, чтобы остановить планы президента США по ослаблению санкций против РФ, - написало издание. - Трамп может отменить санкции вне зависимости от положения на линии соприкосновения. И тогда Киев понесет двойной ущерб: улучшение положения России и одновременно с этим обострение конфликта на востоке Украины. Получится ли удержать Киев от провокации, в Берлине прогнозировать не берутся".
Официальный Берлин, основываясь на информации наблюдателей ОБСЕ, констатировал, что "украинские военные пытаются изменить линию фронта в свою пользу".
Несмотря на явно негативный фон, украинский МИД упрямо обвинил "российские террористические силы" в обострении ситуации. Но главным адресатом поддержан не был - Вашингтон придерживается нейтралитета и призывает стороны прекратить огонь, не обвиняя никого конкретно. Такая слабая реакция для Киева в диковинку.
Бесполезная порошенковская провокация стоила ВСУ примерно сотни жизней.
Вот уже без малого три года почти ежедневно с фронтов Новороссии приходят сообщения о погибших и раненых с обеих сторон. Несмотря на перемирие, несмотря на работающую здесь миссию ОБСЕ, перестрелки не прекращаются ни на сутки. И мы, и мир стали привыкать к этим смертям, страсти, бушевавшие в 2014 г., постепенно улеглись.
Однако в последнее время опять разгорелась дискуссия о том, как России следует поступать с непризнанными республиками Донбасса. Даже очень квалифицированные эксперты недоумевают, почему высшее российское руководство колеблется и никак не решается сделать шаг, которого все русские люди от него давно ждут: не примет ли Россия ДНР и ЛНР - по аналогии с Крымом.
По мнению президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова, подразумеваемый Минским протоколом сценарий возвращения Донбасса на Украину не реализуем. "С другой стороны, я не вижу готовности российской стороны реализовывать альтернативные варианты. То есть, грубо говоря, Донбасс "зависает" между Россией и Украиной. При этом самостоятельное существование непризнанных республик в длительной перспективе тоже кажется довольно проблематичным, потому что территории ДНР и ЛНР гораздо больше, чем, например, Абхазия или Приднестровье. Да и ситуация в этих республиках сильно отличается от реалий Донбасса. Словом, возвращение Украине юго-востока по Минску не состоялось", - считает эксперт.
Альтернативным вариантом политолог называет, например, раздачу российских паспортов. "Граждане ДНР и ЛНР находятся вне любого юридического поля. Им даже в России легализоваться намного сложнее, чем другим украинским гражданам, потому что Россия не признает бумаги ДНР и ЛНР, а украинские бумаги эти люди получить не могут. Это прямая правовая дискриминация жителей Донбасса, и эту проблему нужно решать как сугубо гуманитарную. В этом смысле предоставление российского гражданства жителям Донецка и Луганска будет безупречным, с международно-правовой точки зрения, гуманитарным жестом. Россия даже в рамках Минских договоренностей имеет на это полное право", - уверен Михаил Ремизов.
С ним согласен политолог и писатель Вадим Самодуров. Ему тоже кажется, что необходимо "начать реализовывать уже неоднократно высказываемую идею о раздаче российских паспортов жителям ДНР и ЛНР. Они не должны находиться в ущемленном положении на территории РФ. А то выходит, что гражданину с украинским паспортом легче устроиться на работу, нежели имеющему паспорт республик".
Оба эксперта исходят прежде всего из гуманитарных соображений. Действительно, жителям донбасских республик приходится нелегко. И дело не только в ежедневных обстрелах вроде недавнего - они лишь добавляют черной краски. Главное, чего не хватает ДНР и ЛНР, - правового статуса, без которого сложно наладить хозяйственную жизнь в регионе, торговлю, а значит, обеспечить социально активных людей работой, а стариков пенсиями.
Но Кремль медлит, хотя вроде бы все очевидно. И главный вопрос: почему крымчанам повезло, а дончанам нет? Для того чтобы ответить на этот вопрос, придется вспомнить историю подобных конфликтов.
Среди признанных Россией государств не только Крым (независимым государством он просуществовал несколько часов, после чего уже от имени республики обратился с просьбой о присоединении к РФ, которая была удовлетворена), но и Абхазия с Южной Осетией. А вот Приднестровье Россия самостоятельным субъектом не признает. И тому есть серьезная причина.
Дело в том, что Крым до сих пор значится отдельным разделом в украинской Конституции, как Абхазия и Южная Осетия - в грузинской. То есть в правовом смысле эти республики всегда имели особый статус в составе тех государств, в которые входили. И, между прочим, признавались Организацией Объединенных Наций.
А вот Приднестровье, Донецкая и Луганская народная республики как субъекты международного права ООН неизвестны. В ситуации с Крымом у нас неуязвимая юридическая позиция. Но если мы признаем независимость ДНР и ЛНР, а тем более удовлетворим просьбу их жителей и включим территории в состав Российской Федерации, то такой шаг будет явной аннексией. Грубо говоря, мы бы прирезали кусок украинской территории.
Именно к этому варианту нас то и дело подталкивают недруги, а Петр Порошенко в свое время напрямую предлагал забрать Донбасс Владимиру Путину. Однако российский президент понимал, что такой "подарок" - бомба замедленного действия, к нам бы навсегда приклеился ярлык страны, которая вытирает ноги о международное право.
Совсем неслучайно в минских соглашениях записано, что Украина обязана дать Донбассу особый статус и внести соответствующие изменения в свою Конституцию. Новая Конституция с четко обозначенными границами ДНР/ЛНР будет отправлена в ООН, и международное сообщество наконец узнает о том, что в составе Украины есть две республики. Вот тогда их жители получат право проводить референдумы на своих территориях без согласия центра, а их результаты придется признавать международному сообществу. Это единственный вариант, при котором впоследствии ДНР и ЛНР могут войти в состав РФ, если захотят.
Разумеется, те, кто критикует минские соглашения, во многом правы - нет механизма заставить Украину их выполнять пункт за пунктом. К тому же в Киеве прекрасно понимают: особый статус Донбасса, внесенный в Конституцию, приведет не только к получению республиками полноценной независимости, но и, скорее всего, к центробежным явлениям в других регионах. Именно поэтому так яростно сопротивляются ястребы Минску-2, придумывают всевозможные причины, лишь бы не выполнять свои обязательства, совсем уж по-детски трактуют положения документа.
Вместе с тем минские соглашения остаются главным и единственным документом, с помощью которого можно урегулировать украинский кризис. Да, майданные власти их торпедируют, возможно, собираются с силами или выжидают, когда карты в большой геополитической игре лягут в их пользу. Мы тоже не форсируем события, понимая, что в США уже сменился лидер и с ним еще предстоит выстраивать отношения, в том числе и по Украине, а во Франции скоро придет к власти адекватный президент, с которым можно добиться большего в рамках нормандского формата. В большой политике вообще не принято спешить.
Россия тем временем несет на себе бремя расходов по содержанию ДНР и ЛНР, поскольку в противном случае там действительно произойдет гуманитарная катастрофа. Но не может и пойти на грубейшее нарушение международного права. До сих пор Россия остается чуть ли не единственной страной в мире, которая ни на йоту не отступала от Устава ООН ни в Сирии, ни на Украине, ни в Молдавии, ни в Грузии. И вряд ли когда-нибудь отступит.
В Пекине испугались ограничений со стороны Вашингтона