Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Варшава планирует обратиться в Международный суд ООН в Гааге с жалобой по поводу расследования авиакатастрофы президентского борта Ту-154М под Смоленском 10 апреля 2010 г., направлявшегося на памятные мероприятия в Катынь. Польской стороне категорически не нравится, что Москва отказывается передать Республике обломки самолета. Об этом в среду, 1 февраля, заявил журналистам глава МИД Польши Витольд Ващиковский.
Обломки самолета Ту-154, упавшего в районе Смоленска. Фото: Ольга Лисинова/ ТАСС
"Сначала на протяжении года мы пытались проверить, есть ли возможность напрямую достучаться до россиян", - цитирует его ТАСС. Министр подчеркнул, что "российская сторона отвечает отрицательно".
По его словам, Варшава пыталась получить поддержку некоторых своих союзников, в том числе внешнеполитических ведомств других стран.
"Так как этому делу уже 7 лет, наши возможности исчерпаны. Из-за этого в данный момент завершается процесс написания жалобы в Международный суд, и в ближайшее время мы ее представим", - отметил Ващиковский.
Сроки подачи иска в Гаагу зависят от юристов, но "речь идет о днях или неделях", добавил глава польского МИД.
Между тем расследования обстоятельств авиакатастрофы продолжают как прокуратура Польши, так и российские следователи. Москва неоднократно заявляла, что обломки Ту-154М являются вещественным доказательством и не могут быть переданы Варшаве до завершения следствия. При этом доступ к ним польским следователям никоим образом не ограничивают и никогда не ограничивали, они могут в любой момент приехать в Россию и работать с ними.
Напомним, официальная делегация Польши во главе с президентом республики Лехом Качиньским и почти всем руководством страны 10 апреля 2010 г. летела на самолете Ту-154М в Катынь. Несмотря на предупреждение российских диспетчеров о плохой видимости и отсутствии визуального контакта с землей пилоты все-таки решили посадить авиалайнер. В результате самолет несколько метров не дотянул до взлетно-посадочной полосы аэродрома "Смоленск-Северный", сначала врезавшись в деревья, а затем рухнув на землю.
В катастрофе погибли все 96 пассажиров.
Специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) пришли к выводу, что крушение произошло, потому что экипаж действовал в условиях психологического давления, приняв неверное решение о посадке при неблагоприятных погодных условиях. В докладе польской правительственной комиссии среди причин катастрофы, помимо снижения до недопустимой высоты, также названы ошибки экипажа и тот факт, что пилот проигнорировал сигналы системы раннего предупреждения столкновения с землей TAWS.
Однако в сентябре 2016-го специальная комиссия в Польше, занимающаяся расследованием крушения, обнаружила в материалах дела нестыковки. По словам главы комиссии Вацлава Берчиньского, после того как самолет упал, его фрагменты якобы были перемещены. Также Варшава готовит новые обвинения российским диспетчерам, которых подозревают ни много ни мало в умышленном доведении до катастрофы.
Президент РФ Владимир Путин во время большой пресс-конференции 23 декабря прошлого года, отвечая на вопрос польского журналиста о ходе расследования смоленской трагедии, сказал, что "лично читал переговоры пилота и человека из охраны погибшего президента, который зашел в кабину". По словам российского лидера, вошедший в кабину человек требовал посадить борт, несмотря на возражения пилота. Путин призвал "прекратить всякие спекуляции" по поводу расследования катастрофы. "Чего спекулировать? Трагедия страшная. Мы сделали все, чтобы расследовать это. Не надо использовать это для какого-то нагнетания в межгосударственных отношениях, вот и все", - сказал президент России.
Многие ополчились на нашу страну