Футуристика Спилберга - карикатура на меры безопасности после 11 сентября

        Новый фильм Стивена Спилберга, уже окрещенный критиками "самым политическим" в кинокарьере знаменитого режиссера, выходит на экраны США. Футуристический боевик "Особое мнение" (его второе предлагаемое название - "Мнение меньшинства"), cнятый по короткому рассказу одного из лучших американских фантастов Филлипа Дика, выйдет в прокат 21 июня.
        Во вторник в Нью-Йорке состоялась мировая премьера картины. До этого всемирную известность приобрели экранизации других произведений Дика - "Бегущий по лезвию бритвы" Ридли Скотта и "Вспомнить все" Пола Верховена.
        Действие новой картины разворачивается в 2054 г. в Вашингтоне. Главный герой фильма - детектив полиции Джон Андертон, в роли которого снялся Том Круз, руководит подразделением, занимающимся раскрытием еще не совершенных преступлений. Данные о них он получает из докладов троих мутантов-провидцев, детей наркоманов, способных предугадать чужие замыслы об убийствах. Юридическая система общества будущего позволяет арестовывать и осуждать злоумышленников еще до воплощения ими их замыслов, а решения об арестах принимаются на основе консенсуса мнений двух из трех оракулов, отсюда и название ленты.
        Система работает безошибочно, и за время руководства отделом Андертоном позволила сократить число убийств на 99,8%. Но и сам он в один прекрасный день становится ее жертвой, получив от оракулов сообщение о готовящемся им убийстве абсолютно неизвестного ему человека. По ходу развития сюжета герою Тома Круза приходится доказывать свою невиновность, одновременно борясь с "подсиживающим" его более молодым подчиненным и решая тяжелые семейные проблемы. В обстановке интриг и в состоянии, близком к паранойе, Джон Андертон пытается разобраться, кто его враги, а кто на его стороне.
        Впрочем, вопросы, которые ставит Спилберг перед зрителями, выходят за рамки внутренних переживаний главного героя. Сама лента достаточно сильно перекликается с оруэлловскими идеями из других футуристических киноэкранизаций, например "1984" и "Бразилия", и режиссер, во-многом домысливший произведение Дика, далек от идеализации будущего, в котором личные свободы человека становятся объектом еще больших объединенных посягательств со стороны государства и мира бизнеса. По мнению американской критики, это особенно актуально в свете беспрецедентного ужесточения режима внутренней безопасности в США после сентябрьских терактов.
        "Да, это "черная" и немного пугающая история: главная идея и все вокруг нее видится в довольно темных тонах, - считает один из продюсеров и авторов сценарной адаптации фильма Йен де Бонт. - Насколько глубоко кто-то имеет право вторгаться в чужую личную жизнь обсуждается сейчас прессой и в правительстве, и о том, чем люди готовы поступиться ради собственного спокойствия, мы и пытаемся говорить в этом фильме". Йен де Бонт, снявший в свое время боевики "Скорость" и "Смерч", считает нынешний фильм Спилберга "недвусмысленным политическим заявлением", "предупреждением в адрес находящихся у власти о побочных эффектах неуязвимой системы общественной безопасности".
        В то же время, считает он, картина, бюджет которой превысил $80 млн, очень динамична, захватыватывает воображение и, по оценке продюсера, "будет хорошо принята сегодняшней аудиторией".
        Как рассказывает в свою очередь исполнитель главной роли Том Круз, поработать в одной картине со Стивеном Спилбергом, с которым его связывает 20-летняя дружба и которого он называет "Уэйном Гретцки и Майклом Джорданом режиссуры", он хотел давно - не подворачивался случай. Сценарий нынешней картины Крузу понравился сразу. "Я прочитал его, затем перечитал, а потом добрался и до рассказа-оригинала,- рассказал он.- История о том, как людей арестовывают за убийства, которые они могут совершить в будущем, показалась мне блестящей и обладающей огромным потенциалом для отличной экранизации". Он послал сценарий Спилбергу и вскоре после этого в 1998 г. началась работа над фильмом.
        Масштабность стоящей задачи и затрат поначалу едва не отпугнула студию "XX век - Фокс", которой было предложено участие в проекте наряду с компанией Спилберга "Дримуоркс". Однако после того, как на главную роль был заявлен один из самых кассовых актеров Голливуда Том Круз, фильмы с участием которого принесли создателям свыше $2 млрд, "Фокс" дал добро на съемки.
        Для работы над фильмом Спилберг собрал на 3 дня представительную коллегию из 24 представителей мира науки, градостроителей и футурологов, после чего сообщил, что "знает, как будет выглядеть современный город спустя полвека". Любопытно, что активное участие в работе над лентой приняли и ведущие компании - "Американ экспресс", "Нокиа", "Рибок", "Лексус" и "Пепси". Их продукция и реклама активно присутствуют в фильме. Что касается последней, то согласно Спилбергу, реклама недалекого будущего будет способна сама "находить" человека: "умные" рекламные щиты будут сканировать радужную оболочку глаза человека и обращаться к нему непосредстенно и по имени, напоминая о необходимости воспользоваться тем или иным товаром.
        Компания "Нокиа" затратила свыше $2 млн на разработку 5 разновидностей мобильных телефонов, которыми Круз и другие пользуются на экране. "Лексус", в свою очередь, специально для ленты разработала и создала два вида автомобилей - полицейский "Мэг-Лев", способный вскарабкиваться по стенам зданий, и футуристического вида двухместный спортивный концепт "Лексус -Эс-Си 430", который помимо экрана был представлен недавно и на Нью-йоркском международном автошоу. По словам представителя компании, который как и другие отказался сообщить, сколько заплатили рекламодатели за появление в ленте своих товаров, "присутствие в картине должно показать, что и через 50 лет "Лексус" будет в полном здравии".
        В целом же на экране создан ретро-футуристический мир летающих полицейских автомобилей, ранцевых летательных установок, паукообразных роботов-сыщиков, парящих во взвешенном состоянии мутантов-ясновидящих, "вычисляющих" потенциальных правонарушителей, и людей, отнюдь не ставших более свободными или счастливыми в мире технологических и юридических новаций.
        Сам создатель картины считает, что лента способна стать вехой в современном кино. В то же время, отвечая на вопрос одного из американских журналистов, он отметил, что главным достижением в своей кинокарьере считает все же проект по записи свидетельств выживших жертв Холокоста. Очевидно, что если развитие американского общества пойдет "по Спилбергу", такая оценка в недалеком будущем вряд ли встретит понимание большинства его соотечественников. Мнение меньшинства к тому времени учитываться не будет.

Новости партнеров

Выбор читателей