Проект водородного автомобиля будущего от GM

        Корпорация General Motors вкладывает большие средства в разработку абсолютно нового типа автомобиля, использующего в качестве топлива водород. Однако выбранный американским автогигантом подход радикально отличается от традиционного. Большинство автопроизводителей, экспериментирующих с водородным топливом, просто устанавливают на серийный автомобиль электродвигатель, топливный элемент для выработки энергии и баллон высокого давления для водорода (серию таких машин на базе джипа Highlander в конце этого года собирается выпустить Toyota).
        Разрабатываемый же в недрах General Motors концепт-кар AUTOnomy, о котором рассказывается в журнале Wired, представляет собой принципиально новый тип автомобиля. Во-первых, инженеры GM решили полностью отказаться от таких традиционных элементов конструкции как гидравлическая тормозная система, механическое рулевое управление и сцепление. Вместо них в новой машине используется сложная электронная система, которой можно давать команды с помощью джойстика (похожая схема реализована в шведском концепт-каре Filo, который демонстрировался на прошлогоднем автосалоне в Женеве).
        Во-вторых, инженеры General Motors решили отказаться от традиционной для легковых автомобилей схемы с одним двигателем. Вместо этого в AUTOnomy используются 4 электромотора, размещенных непосредственно в колесах. Сегодня такая схема используется лишь в карьерных самосвалах и другой тяжелой технике. Возможно также, что каждый из моторов будет получать энергию от отдельного топливного элемента.
        Подобные конструктивные изменения могут привести к значительному - до 20 лет - увеличению срока нормальной эксплуатации автомобиля. Основной причиной этого является уменьшение числа подверженных износу движущихся частей. Другим побочным эффектом от может стать значительное удешевление машин, связанное с постоянно снижающейся ценой электронных комплектующих. Результатом падения цены может стать расширение рынка сбыта GM за счет бедных государств.
        Однако до появления AUTOnomy на улицах пройдет еще немало времени. Причин тому несколько, и не последнюю роль играет проблема хранения запаса водорода в автомобиле. Использование баллонов высокого давления (около 350 атм.) не слишком подходит для массового рынка в силу их малой вместимости и взрывоопасности.
        Проблему могут решить неполые металлгидридные "баки", которые хорошо поглощают водород и хранят его в связанном виде. Однако такие системы до сих пор находятся на стадии лабораторных исследований. Не отработана до конца и технология производства топливных элементов. Наконец, производство водорода современными методами (из природного газа или электролизом воды) требует больше энергии, чем полученный водород может дать.
        Тем не менее, с исчерпанием источников нефти и газа водород может стать единственным доступным видом автомобильного топлива. Именно по этой причине, практически все крупные автомобильные компании вкладывают в разработку водородных машин большие средства. В частности, только GM собирается вложить в проект AUTOnomy около $1 млрд.

Новости партнеров

Выбор читателей