В древних галактиках наблюдается странное шевеление

Древние галактики, собравшиеся в целые кластеры, долгое время считались чем-то вроде космических "домов отдыха", однако в пятницу астрономы сообщили об обнаружении в их центрах нескольких массивных чёрных дыр, пожирающих газ.
        Обнаружение активных чёрных дыр там, где никто и не подозревал об их существовании, может означать, что эти объекты встречаются гораздо чаще, чем предполагалось ранее.
        Кроме того, это означает, что даже самые древние галактики (а возраст некоторых из них оценивается в 10 миллиардов лет, что составляет две трети от предполагаемого возраста Вселенной), не столь "спокойны" как думали учёные. Считалось, что в древних галактиках чёрным дырам просто "нечего есть", а следовательно никакой активности они не проявляют. Потому их и невозможно было засечь.
        Однако в галактическом скоплении Abell 2104 благодаря телескопам NASA - орбитальной Chandra и наземному Walter Baade - удалось обнаружить шесть активных чёрных дыр. Ключом к открытию послужило использование Chandra - рентгеновского телескопа, способного пробиваться сквозь космическую пыль и газ.
        С помощью этого телескопа удалось обнаружить выбросы рентгеновского излучения, производимого трением, возникающим при всасывании газа в жерло чёрной дыры. Периоды этих выбросов достигают миллиона лет. По мнению учёных, эти чёрные дыры "включаются" и "выключаются", в зависимости от наличия "корма" - межзвёздной пыли. В древних галактиках её очень мало.