На российской нефти Латвия потеряла $200 млн

        Убытки Латвии в результате прекращения транзита российской нефти через Вентспилсский порт составляют более $200 млн, полагает группа по содействию транзиту. В группу входят представители министерств и транзитных компаний. 8 апреля доклад группы "О ситуации в нефтетранзите и угрозе энергетической безопасности Латвии" планируется представить правительству страны.
        Авторы доклада указывают, что нынешняя транзитная политика России в отношении Латвии несомненно связана с желанием получить контроль над ее транзитной инфраструктурой.
        Эксперты считают, что в нынешней ситуации особенно важно отделить вопрос о прекращении транзита по магистральным трубопроводам от вопроса о приватизации АО Ventspilss nafta. "Связывая оба этих вопроса на переговорах с Россией, мы принимаем тот способ, которым Россия пытается получить контроль над инфраструктурой нефтетранзита Латвии", — указывается в докладе.
        Авторы также подчеркивают, что должностные лица России выдвигали латвийской стороне неприемлемые предложения о путях получения прав собственности в Ventspilss nafta.
        Латвия расценивает эти шаги как "политическое давление с целью получить стратегическое участие в энергетической инфраструктуре Латвии, что при существовании монополии России в этой области можно рассматривать как угрозу энергетической безопасности страны и может быть использовано как инструмент общего политического давления в отношениях с Латвией".
        Как указывается в документе, только в секторе предпринимательской деятельности убытки Латвии оцениваются в сумму более $170 млн, а, учитывая убытки государственного и муниципальных бюджетов, они превышают $200 млн.
        В результате прекращения транзита нефти на Вентспилс, недополученный доход ООО LatRosTrans может достичь $26 млн, АО Ventspilss nafta — $37 млн. Для всего транзитного коридора Латвии в целом возможное сокращение доходов в 2003 году может составить $145 млн. Прекращение транзита также на $25-30 млн снизит эффективность вложенных инвестиций.
        Экономические потери России от остановки нефтетранзита через территорию Латвии оцениваются в $1,15 млн в день, а недополученная прибыль российских нефтегазовых компаний за каждый день простоя Вентспилсского терминала составляет $2,6 миллионов.
        Рабочая группа указывает, что ситуация, когда прекращен транзитный поток российский нефти по магистральному трубопроводу в направлении Вентспилсского порта, требует самого серьезного подхода и для ее нормализации необходима совместная работа транзитных предприятий Латвии и государственных учреждений.
        В подобной ситуации кризис возможен и в других секторах энергетики, учитывая энергетическую зависимость Латвии от России и ее политические интересы, касающиеся вступления Латвии в Европейский союз и НАТО.
        В рабочую группу по содействию транзиту входят представители министерств сообщения, охраны среды, финансов, иностранных дел, экономики и юстиции, а также представители частных транзитных предприятий.
        К документу, который правительство рассмотрит 8 апреля, прилагаются предложения Министерства сообщения (МС) поручить руководителю латвийско-российской межправительственной комиссии активизировать ее работу, а Министерству иностранных дел совместно с МС подготовить письмо от имени руководителя правительства Латвии премьер-министру РФ о необходимости выполнения межгосударственного договора об использовании магистрального трубопровода.
        Ответственным министерствам также поручено продолжить сотрудничество по решению данного вопроса с правительством США, Европейской комиссией, обратиться в секретариат Европейский энергетический хартии, а также продолжить поддерживать претензии в процессе переговоров о принятии России во Всемирную торговую организацию.

Новости партнеров

Выбор читателей