Голландцы из Сибири приехали в Москву

        Два областных музея с востока России - Томский художественный и Омский музей изобразительных искусств с пятницы представляют в Москве свои коллекции нидерландской живописи 17-19 веков.
        Выставку "Голландцы из Сибири" под эгидой Министерства культуры РФ организовал Московский Центр искусств.
        Первый показ раритетов из сибирских собраний в столице вобрал в себя около 30 картин "голландцев". Это натюрморты, пейзажи, портреты, жанровые сценки, аллегорические композиции разных эпох. Среди авторов - Давид Тенирс Младший и Ян ван Гойен, Иос де Момпер и Ян Веникс. Однако, немало имен на этикетках - под вопросом, и музейщики из Сибири надеются, что московские специалисты помогут им с атрибуцией.
        "Такая акция для нас очень важна, - отметила куратор из Томска Лилия Овчинникова. - Это первый совместный проект сибирских музеев, прежде чем привезти его в Москву, в 2002 г. мы с успехом показали выставку в Новосибирске, Омске и Томске".
        По ее словам, с целью полнее изучить голландскую школу на территории России создается единый банк данных. "Мы вводим в научный оборот картины, которых зачастую никто не знает, а тем более не подозревает, что подобные сокровища хранятся далеко от столиц", - подчеркнула Овчинникова. Как самые ценные экспонаты из музея Томска она выделила "Пирушку" Яна ван Остаде и превосходный образец портретного творчества Герарда ван Донка, чьих работ в России всего три.
        Экспозицию дополняют редкие полотна из московской частной коллекции: композиция Рубенса "Венера и Амур, снимающие доспехи с Марса" и "Аллегория строительства новой столицы России" - в 1710 г. ее написал Хенрик Говарнс. Соседство с музейными холстами вполне логично, ведь менее века назад почти все картины с нынешней выставки принадлежали частным собирателям. Хранились они как в Сибири, так и в обеих столицах: у князей Гагариных, Юсуповых, Горчаковых, у промышленников Брокаров и Солдатенковых. Иные вещи происходят из Эрмитажа - в Омск и Томск большинство "голландцев" попали в 20-е гг. прошлого века в ходе перераспределения музейных фондов.

Новости партнеров

Выбор читателей