"Шеварднадзе вовремя понял: упорство приведет к насилию"

        Как бы неэффективно не руководил страной Эдуард Шеварднадзе, и с каким бы опозданием он не покинул свой пост, сделал он это так изящно, что в последней главе саги о "холодной войне" бывший президент Грузии будет именоваться не иначе как одним из наиболее видных государственных деятелей своего времени, пишет американская International Herald Tribune. Подобно Михаилу Горбачеву, еще одному герою этой хроники, Шеварднадзе вовремя понял, что дальнейшее упорство приведет только к насилию.
        Вместе с тем есть нечто трагическое и беспокоящее в том, что человек, столь успешный на посту министра иностранных дел целой империи оказался столь несостоятельным в качестве лидера государства, в 50 раз меньшего по площади, чем Советский Союз. Это иллюзия многих стран бывшего СССР, которые считали, что, избавившись от имперского гнета, они обретут свободу и процветание. Шеварднадзе был истинным символом этой иллюзии. Невозмутимый, элегантный, остроумный, он был мастером в управлении внешней политикой Советского Союза.
        Уйдя из политики еще до распада СССР, в 1991 г. он вернулся на политическую арену, однако уже в Грузии. Однако его возвращение не обеспечило решения проблем, с которыми тогда столкнулась страна. Шеварднадзе пришлось иметь дело с сепаратистами в Южной Осетии, с чеченскими боевиками и повальной коррупцией. Шеварднадзе не смог решить эти проблемы. Ему также не удалось поднять грузинскую экономику. Вопрос теперь в том, удастся ли его преемникам изменить ситуацию. Новому руководству может помочь народная поддержка. Грузинские лидеры должны использовать ее, чтобы удалить два главных нарыва - коррупцию и чеченских сепаратистов, пишет издание.

Новости партнеров

Выбор читателей