Левитин: Более 60% федеральных трасс не отвечают нормам

        Более 60% федеральных дорог и около 75% территориальных дорог России не соответствуют современным нормативно-техническим требованиям. Как сообщили в пресс-службе Минтранса РФ, об этом сегодня в Госдуме РФ в рамках "правительственного часа" заявил министр транспорта Игорь Левитин.
        По его словам, около трети из них нуждаются в серьезной модернизации или реконструкции. Более 27% или 13 тыс. км федеральных магистралей работают в режиме хронической перегрузки. Особенно тяжелая ситуация сложилась в Московском и Санкт-Петербургском транспортном узле. Здесь пропускная способность дорог фактически полностью исчерпала себя, и если в ближайшее время не предпринять оперативных и действенных мер, мы можем столкнуться с реальным транспортным коллапсом, когда движение на подходах и внутри этих городов окажется полностью парализованным.
        Левитин сообщил, что, по расчетам, в ближайшие годы будет полностью исчерпана пропускная способность участков ряда автомобильных дорог, в том числе на магистралях "Беларусь" на участке МКАД - Одинцово, "Холмогоры" на участке МКАД - Пушкино, "Россия" на участке МКАД - Солнечногорск, "Волга" на участке МКАД - Ногинск, "Урал" на участке МКАД - Люберцы, "Украина" на участке Внуково - ММК.
        Аналогичные проблемы возникнут на выходах из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, в районе Большого Сочи, в Екатеринбурге (выход на Тюмень), во Владивостоке (выход на Уссурийск), а также на подъездах к ряду других крупных городов страны.
        "Ситуация, которая сложилась на сегодня в Российской Федерации с состоянием автомобильных дорог и развитием их сети, становится крайне критичной. Не хочу быть голословным, но цифры говорят сами за себя. За последние пять лет объемы ввода в эксплуатацию построенных и реконструированных автомобильных дорог в стране упали в четыре раза - почти с 7 тыс. км в 2000 г. до 1 тыс. 750 км в 2004 г.", - сообщил Левитин.
        Он отметил, что объемы ремонтных работ за тот же период снизились в два раза. В отдельных регионах из-за хронического недофинансирования имеет место фактическое разрушение существующей дорожной сети. И это на фоне нарастающей автомобилизации, темпы которой сегодня достигают 7-10% в год, а в крупных городах они еще выше.
        Согласно методике Мирового банка, указал глава Минтранса, в России при темпах роста ВВП на уровне 7% в год должно ежегодно вводиться порядка 17 тыс. км новых дорог - "т.е., фактически в 10 раз больше, чем строится в настоящее время". Для сравнения, сегодня в Китае ежегодно вводится около 35 тыс. км новых дорог и дорожных объектов.
        По словам министра, основная причина сложившегося положения - резкое снижение реальных объемов финансирования и расходов на дорожное хозяйство с 2,9% до 1,3% ВВП. На фоне остальных стран это крайне низкий показатель. В Италии расходы на дорожный сектор превышают 4,5% ВВП, в Финляндии - 4% ВВП, в Великобритании и во Франции они составляют около 3,5% ВВП. "Данные страны уже давно миновали пик автомобилизации и имеют сформированные развитые дорожные сети. Даже в соседней Республике Беларусь на дорожное хозяйство расходуется более 2% ВВП", - заявил Левитин.
        "Мы говорим о серьезном отклонении в финансировании из федерального бюджета программных мероприятий подпрограммы "Автомобильные дороги" ФЦП "Модернизация транспортной системы (2002-2010)". (По всем программам ФЦП, за пять лет мы недополучили около 70 млрд руб.). Еще более тяжелая ситуация сегодня сложилась в регионах, которые фактически остались на "голодном пайке" из-за сужения налоговой базы, в результате чего доля расходов на дорожное хозяйство в консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации снизилась с почти 29% в 2000 г. до 9,1% в 2004 г.", - подчеркнул глава Минтранса.
        По его мнению, следствием всей этой совокупности факторов стало резкое ухудшение технического состояния и пропускной способности российской дорожной сети. Сегодня слаборазвитая дорожная сеть становится "серьезным критическим фактором, сдерживающим развитие регионов и экономики страны". Если тенденция сохранится, то к 2010 г. процент автодорог, соответствующих нормативным требованиям снизится по федеральной сети с 38% до 20%, по территориальной сети - с 24% до 5%. Средняя скорость движения по дорогам страны уменьшится на 20%, будет прекращено строительство практически всех объектов, предупредил Левитин.
        По его словам, необходимо также учитывать, что вступление России в ВТО приведет к увеличению объема международных автомобильных перевозок грузов к 2010 г. в 1,7-1,8 раза и появлению на российских дорогах больших потоков грузовых автомобилей с нагрузкой на ось более 11 тонн. В России сейчас даже федеральные автомобильные дороги рассчитаны на пропуск нагрузок 6-10 т на ось, и появившиеся на дорогах большегрузные грузовики могут просто раздавить дороги.

Новости партнеров

Выбор читателей