Лорды выражают свое отношение к пыткам

        Cудьи палаты лордов британского парламента рассматривают вопрос о том, возможно ли принимать в качестве свидетельств в делах подозреваемых в терроризме показания, полученные в странах, где применяются пытки.
        В прошлом году один из апелляционных судов Великобритании постановил, что власти не обязаны проверять источники всех свидетельских показаний на их соответствие международным процедурам справедливого расследования.
        Однако 10 человек, находившихся под арестом в ходе расследования обвинений в террористической деятельности, подали апелляцию на это решение, заявляя, что они оказались в тюрьме из-за показаний, полученных под пытками в американском лагере Гуантанамо. Правозащитники требуют, чтобы семь судей-лордов, представляющие верховную судебную инстанцию Великобритании, поддержали эту апелляцию.
        Все истцы были задержаны на основе закона о борьбе с терроризмом, принятого в Великобритании в 2001 г., и провели в заключении больше трех лет.
        Они были освобождены в начале этого года после того, как истекли сроки соответствующих положений закона. Однако ранее Специальная комиссия по иммиграционным апелляциям подтвердила, что в рамках действовавшего законодательства арест был обоснован.
        Члены судейской семерки никак не комментируют дело. Но лорд Карлайл, один из членов палаты-лордов и высокопоставленный адвокат, назначенный правительством для пересмотра положений антитеррористических законов, заявил, что, по его мнению, использование свидетельских показаний, которые могли быть получены под пытками, должно осуществляться "в пропорции" к тяжести обвинений.
        То есть, показания, относящиеся к тяжелым преступлениям, а не к нарушениям меньшего порядка, могут быть приобщены к делу. "Однако главное - в том, что Великобритания должна ясно выражать отрицательное отношение к пыткам", - заявил он в интервью BBC.
        "Я не думаю, что это двуличие - предпринимать действия, которые могут спасти десятки или сотни жизней [пользуясь показаниями, полученными из стран, где могут применяться пытки], - пояснил он. - Полностью исключать применение таких показаний нельзя. Однако надо применять строжайшие стандарты, чтобы не получилось так, что британские власти окажутся причастны к пыткам".
        Но на слушаниях в палате лордов свою точку зрения выскажут представители 14 правозащитных организаций. Шами Чакрабарти, директор авторитетной правозащитной организации "Либерти" заявила: "Власти мало-помалу разрушают механизмы, защищающие права человека, и мы все стоим перед угрозой того, что права и свободы, формирующие основу британской системы ценностей, просто исчезнут. Каким образом демократически избранное правительство может заявлять о недопустимости пыток, чинимых террористическими или диктаторскими режимами, если оно само пользуется плодами этих пыток?"
        С ней согласна и представительница британского отделения "Международной амнистии" Кейт Аллен. "Великобритания не может принимать неприемлемое. Если мы скажем, что такой подход допустим, то это будет совершенно отвратительный сигнал". Аллен также указала, что информация, полученная под пытками, очень часто не соответствует истине.
        Британские власти отказываются комментировать ход этого дела. Однако на прошлой неделе лорд-канцлер, представляющий судебную ветвь британской власти, заявил, что война с террором - не оправдание для того, чтобы закрывать глаза на проблему пыток.
        В делах об экстрадиции подозреваемых в терроризме в другие страны подход правительства Великобритании сводится к получению гарантии от зарубежных властей в том, что переданные подозреваемые не будут подвергнуты пыткам или казнены. Такие переговоры, например, Лондон ведет с Иорданией, Египтом и Алжиром.
        

Новости партнеров

Выбор читателей