Лучшие советские проекты так и не ушли в серию

Фото Алексея Панова (ИТАР-ТАСС)
Конструкторам пришлось идти на жертвы

Не секрет, что для создания действительно хорошей подводной лодки или самолета может потребоваться несколько попыток. Зачастую нужен определенный задел или просто понимание, как работают технологии на практике. Иногда это оказывалось пустой тратой средств, в других случаях – необходимой жертвой.

В стремлении экспериментировать конструкторы военной техники США и СССР мало чем отличались друг от друга, стараясь идти нога в ногу. Например, в ответ на "Валькирию" B-70 в ОКБ Сухого построили Т-4, который ничем не уступал американскому аналогу и также разгонялся до скорости выше 3 тыс. км/час. Но в результате Минобороны СССР и Пентагон остановились на более скромных B-1 Lancer, F-111, Ту-22 и Ту-160.

В разгар холодной войны в СССР создавались десятки образцов военной техники, которые не уходили в серию, и на некоторых их них стоит остановиться подробнее.

Одним из таких проектов является относительно недавний Су-47 с крылом обратной стреловидности, который готовили как для ВВС, так и для ВМФ, то есть для базирования на авианесущих крейсерах. Помимо большого количества композитных материалов, современной авионики и бортового оборудования, самолет уникален благодаря самой форме крыла. Длина разбега и пробега у него всего 90 м, то есть теоретически самолет мог взлететь и сесть на авианосец. Для сравнения: у Су-27 это 300 и 600 метров.

Истребитель должен был встать в один ряд с Су-30, Су-34 и Су-35С, однако этого так и не произошло. Некоторые эксперты объяснили это тем, что нагрузка на крыло была слишком большая, и композитные материалы могли просто не выдержать, поэтому проект "завернули".

Но есть и другая точка зрения, якобы самолет "потопили" намеренно. Прямо как X-32 от "Боинг", который проиграл более красивому F-35, хотя по летным качествам ничуть ему не уступал. В любом случае часть наработанных технологий в Су-47 были использованы в создании Су-57. Вот только последний до сих пор в серию так и не ушел. А "сорок седьмой" переделали в летающую лабораторию.

Еще один грандиозный советский проект – самая быстрая в мире подводная лодка К-222, построенная в 1968 году. Прошло полвека, но ни одна современная "навороченная" субмарина не выдает под водой более 82 км/ч, как это делала "Золотая рыбка" К-222. Так прозвали ее моряки за дорогой титановый корпус и мощные реакторы, которые также обошлись недешево.

Фото: wikipedia.org

В итоге на "Севмаше" построили только одну лодку этого проекта (661 "Анчар"), но она послужила на славу. Помимо установления рекордов скорости (44,7 узла), К-222 в 1971 г. совершила автономный дальний поход в Атлантическом океане, где успешно преследовала американский авианосец. Единственным минусом подлодки признали ее шумность из-за высокой скорости. Наработки К-222 впоследствии были использованы в проекте 670 "Скат", а также при постройке других лодок с титановыми корпусами.

Не все знают, что и у Т-14 "Арматы" был "прародитель", которого фактически предали забвению. Это танк "Черный орел", или проект 640 на базе Т-80 с башней новой конструкции. Удлиненный корпус, мощные двигатели по 1,5 тыс. л.с. каждый, необитаемая башня, герметичные отсеки, изолированные друг от друга бронированными листами. Конечно, это напоминает всем известную "Армату".

В 1990-х танк был засекречен еще больше, чем Т-14 в свое время. На демонстрационных показах башню всегда покрывали маскировочной сеткой. Кто знает, может, если бы "Черного орла" довели до серии, танк передали бы военным раньше, чем "Армату".

Еще один проект, безусловно, заслуживающий внимание, – это дозвуковой аналог пилотируемого орбитального самолета МиГ-105.11, построенный в 1960-е годы.

Фото: wikipedia.org/Bernhard Gröhl

Дедушку "Шаттлов" и "Бурана" должна была выводить на орбиту ракета Р-7 или мощный воздушный корабль-разгонщик. Предполагалось, что стартовать МиГ-105.11 будет со "спины" разгонщика на скорости порядка 6 Махов. Вот и тот самый гиперзвук.

Американцы в то время готовили космический перехватчик-разведчик-бомбардировщик X-20, который разрабатывала корпорация Boeing специально для ВВС США. Пилотировать перехватчик должен был, в частности, Нил Армстронг, который позже стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны.

В итоге оба проекта свернули. Но позже США разработали "Шаттл", а СССР – "Буран". Однако как раз сейчас идея МиГ-105 и Х-20 стала актуальная как никогда, после того как Москва и Вашингтон пустились в гиперзвуковую гонку. Скорее всего, пилотируемые аппараты сейчас не актуальны, а вот беспилотные версии уже активно испытываются. Достаточно вспомнить американский "Шаттл Х-37", разработанный все той же Boeing.

новости партнеров
Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...

Выбор читателей