У гиперзвукового SR-72 нашелся "дедушка"

D-21 мог заткнуть за пояс любой существующий дрон

Как известно, американское агентство перспективных разработок DARPA активно работает над созданием гиперзвукового беспилотника SR-72. В проекте участвует и спецотдел Lockheed Martin Skunk Work. Но как бы это странно не звучало, более полувека назад эти же компании уже делали нечто подобное.

Титановый беспилотник D-21 был разработан в 60-х годах и напоминал космический истребитель из фантастических фильмов. Но он не атаковал межпланетные станции противника, а шпионил за ядерной программой Китая, сильно беспокоящей в те времена правительство США.

Запускался D-21 красиво, со спины легендарного "Черного дрозда" SR-71. Правда, из-за огромного риска позже носителем дрона стал менее скоростной, но надежный B-52H.

Черный БПЛА поражал воображение своими характеристиками. Потолок свыше 30 км, скорость более 4000 км/час – это ли не дедушка готовящегося к выпуску SR-72?

У дрона-разведчика был только один враг – он сам. Аппарат нередко сбивался с курса, и тогда вся миссия оказывалась под угрозой. Так и произошло 9 ноября 1969 года, когда БПЛА после съемки китайского ядерного полигона не лег на обратный курс, а продолжил полет и едва не дотянул до советского "Байконура". Дрон, словно по собственной инициативе, решил разведать обстановку заодно и у русских.

В результате обломки БПЛА попали к советским конструкторам, которые высоко оценили его летательные характеристики и подчеркнули для себя много полезного. А в марте 1971 года комиссия Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам поручила ОКБ "Туполева" начать разработку собственного БПЛА "Ворон". Его носителем должен был стать Ту-160.

Созданию советского дрона помешали спутники, которые и стали главными разведчиками. Запуск D-21 обходился недешево. Обратно аппарат не возвращался, а просто отстреливал пленку с фотоснимками и самоуничтожался. В Москве и Вашингтоне посчитали, что спутник на орбите это и выгоднее, и эффективнее.


К тому же, запуск БПЛА на скорости М=1,24 Маха оказался небезопасным. 30 июля 1966 года М-21 (SR-71) запустил D-21 с полным запасом топлива. Однако дрон врезался в самолет, и оба летательных аппарата упали в океан. Летчик-испытатель Lockheed Билл Парк и офицер управления запуском (LCO) Рэй Торрик успешно катапультировались, но у Торрика возникли проблемы с костюмом, и он утонул. После этого D-21 запускали только с B-52Н, пока проект не был свернут.

Но работа продолжилась. С B-52 американцы сейчас запускают гиперзвуковые крылатые ракеты Х-51, так же испытывается X-43 c прямоточным реактивным двигателем. Это может звучать странно, но в 60-е годы у США было даже больше возможностей, чем сейчас, и если бы работа над подобными БПЛА не прекратилась на десятилетия, SR-72 возможно уже был бы на вооружении Пентагона. 

Главный недостаток D-21 заключался в том, что он был одноразовый. Программу просто не довели до конца. Всего было построено около 40 аппаратов, а боевых пусков произвели 17.

В разрабатываемом SR-72 обязательно учтут недоработки D-21, и конечно же, он будет возвращаться на базу. А в перспективе станет не только разведчиком, но и ударным дроном, которого можно вооружить ядерным оружием. В Москве есть над чем задуматься.


Выбор читателей