Первый русский танк был размером с "Запорожец"

Фото: commons.wikimedia.org
Детище Пороховщикова превосходило британские и немецкие машины

Пионерами мирового танкостроения считаются англичане и немцы, которые начали активно использовать танкетки в в боевых действиях. Затем англичане построили тяжелые "Марки", а немцы "K-Wagen", который больше походил на ползущую крепость, чем на танк в современном понимании этого слова. Повоевать он так и не успел, оба экземпляра были уничтожены, а вот те же A7V успели показать себя в бою на заключительном этапе Первой мировой войны.

Но мало, кто знает, что первый танк разработал в Российской Империи конструктор с говорящей фамилией Александр Пороховщиков. Называлась машина "Вездеход", а так как автор проекта предусматривал установку на нем брони и вооружения, принято считать, что это и был первый танк. По другой версии, это все же Mark I, так как он был первым применен в боевых действиях.

Но самая идея появилась в России. Как писал сам Пороховщиков, глядя на солдат, перебегавших цепью, он подумал – невеселая штука бежать в атаку под пулеметами врага. Поэтому не лучше ли послать на штурм окопов не беззащитных людей, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами.

Будучи мастером Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге, Пороховщиков в 1914 году обратился в ставку Верховного главнокомандования русской армии с предложением создать боевую гусеничную машину для движения по бездорожью. Параллельно он "закинул удочку" в Особый комитет по усилению флота.

Фото: commons.wikimedia.org

Шла Первая мировая война, и подобные инициативы приветствовались. В начале 1915 года проект утвердили и на постройку "Вездехода" было выделено 9660 рублей 72 копейки.

Строить опытный образец начали в Рижских авторемонтных мастерских завода "Руссо-Балт", и уже в мае Пороховщиков испытал "Вездеход". Скорость была огромной по тем временам – 25 км/час, а в 1916 году танк и вовсе разогнался до 42 км/час.

Однако были обнаружены и существенные недостатки: машина плохо поворачивала, приходилось даже пользоваться шестом, а гусеница часто соскакивала с барабанов.

Позже Пороховщиков усовершенствовал свою машину, сделав ее колесно-гусеничной. По дорогам "Вездеход" двигался на колесах и заднем барабане гусеницы, а когда на его пути встречалось препятствие ложился на гусеницу и "переползал" через него. Танк стал водонепроницаемым, но особого внимания заслуживала броня – комбинация из упругих и жестких слоев металла. Подобная конструкция будет использоваться только через полвека. Есть мнение, что англичане даже пользовались чертежами российского конструктора, когда проектировали свои танки.

Фото: commons.wikimedia.org

На тот момент Пороховщиков опередил мировое танкостроение как минимум на несколько лет, однако зимой 1916 года военные прекратили финансирование проекта и потребовали деньги, потраченные на машину назад. Без малого, 18 тыс. рублей.

Но конструктор снова нашел, чем удивить военных, представив "Вездеход-2", вооруженный четырьмя пулеметами "Максим". 

К сожалению, его "разнесли" из-за целого ряда конструкторских недочетов. Например, работа трех пулеметчиков одновременно по одному борту была невозможна ввиду недостаточного радиуса рубки, где был установлен "Максим". Танк уступал колесным машинам на дороге, что в общем, неудивительно. Машину было нужно дорабатывать. Но грянула революция, и поднимать заново танкостроение в СССР пришлось уже большевикам.

новости партнеров
Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...

Выбор читателей