Проектирование и зонирование общественных пространств

Проектирование и зонирование общественных пространств

Хорошо продуманные общественные пространства – один из главных факторов привлекательности жилых кварталов.

Взаимодействие между девелоперами, градостроительными властями и населением позволяет также регулировать высотность зданий, избегая хаотизации пространства. Применяется принцип «высотных доминант», когда высотки – это особо ценные для жителей здания (университеты, госпитали, церкви и т. д.), высотность остальных зданий ограничивается заданным пределом.

Главные требования к обустройству кварталов сводятся к следующему:

  • развитая пешеходная и велосипедная инфраструктура;
  • чувство защищенности;
  • условия для уличной активности жителей;
  • привлекательный внешний вид;
  • комфортные масштабы;
  • психологический комфорт.

Другими словами, в основе проектирования общественных пространств должны лежать интересы горожан. Это системный подход, требующий понимания психологии, потребностей и предпочтений жителей. В ходе системного анализа обратной связи формируется понимание, как размещать инфраструктурные объекты общественных пространств. В качестве примера можно привести подход, согласно которому общественное пространство делится на три зоны:

  1. Зона высокой посещаемости и стабильного трафика посетителей. Здесь размещаются предприятия быстрого обслуживания и происходит распределение транспортных и пешеходных потоков.
  2. Основная зона. Здесь люди перемещаются неторопливо, рассматривают достопримечательности и просто отдыхают. В таких местах целесообразно разместить крупные торговые и развлекательные центры, кинотеатры, музеи, парки, скверы и т. д.
  3. Глубинная зона. Сюда проходят те, кто двигается в глубину жилых кварталов. Очень подходящее место для небольших магазинов, почтовых и банковских отделений, жилищных контор и т. п.

Это лишь один из множества подходов к гармонизации городской среды. Точная картина должна формироваться исключительно в ходе диалога с общественностью. Одна из разновидностей такого диалога – концепция культурного планирования.

Культурное планирование начинается с исследования возможностей и ресурсов данной территории. Затем создается культурный план, определяется последовательность действий, направленных на развитие комфортной городской среды. Здесь в принципе не может быть общих стандартов. Каждое общественное пространство уникально. Именно в исключительности и разнообразии кроется секрет магнетизма общественных пространств.

В ходе получения обратной связи от жителей формируется общая картина, состоящая из исторических фактов, ассоциативных связей с этой местностью, образов, культурных нюансов. Только люди, проживающие каждый свой день в данном пространстве, способны придать смысл всему, что будет происходить с территорией по воле застройщиков.

Анализируя мировой опыт в проектировании комфортной городской среды, можно выделить следующие условия успешной работы по преобразованию городов:

  • инициаторами перемен должны выступать сами горожане;
  • функциональность более важна, чем форма;
  • городская среда должна стать зоной, свободной от ограничений и дискриминации;
  • важно создавать центры притяжения человеческих потоков;
  • необходимо хорошо знать и учитывать культурные традиции;
  • нужно внимательно относиться к территориальному контексту;
  • недопустимо спускать директивы откуда бы то ни было;
  • стандартные, типовые решения неприемлемы;
  • никаких заборов и прочих ограничений доступа;
  • общественные пространства нуждаются в защите от растаскивания на частные клочки, а также от чрезмерного государственного контроля.

Жизнеспособность общественных пространств определяется их соответствием постоянно эволюционирующим запросам публики. А это значит, что система формирования городской среды должна быть мобильной и гибкой, постоянно готовой к тому, чтобы откликнуться на чаяния горожан.

Результат не может не вдохновлять. Общественные пространства становятся местом, где горожане контактируют, отдыхают, обмениваются опытом. Здесь формируется безопасный, толерантный стиль общения между представителями различных социальных групп населения. Безопасность, психологический комфорт, свобода для творчества и самовыражения – вот, пожалуй, главные маркеры современной, комфортной городской среды.

Василий КОСТИН

 

15 июня 2018 14:36

Как застройщики выбирают своих подрядчиков?

17 июля 2018 21:16

Как застройщики выбирают своих подрядчиков?

О своем опыте работы с подрядчиками рассказывает Андрей КОЛОЧИНСКИЙ, управляющий партнер ГК «ВекторСтройФинанс».

В мае 2018 года определилась судьба  полуразрушенной усадьбы “Гребнево”

03 июля 2018 12:00

В мае 2018 года определилась судьба полуразрушенной усадьбы “Гребнево”

Памятник русского классицизма получил нового собственника - им стал бизнесмен и общественный деятель Андрей Ковалев, О том, как будет восстановлена усадьба и ...

спецпредложения