Саакашвили будет объявлен в розыск

Во время боевых действий Грузия стремилась убить как можно больше людей, независимо от пола и возраста, утверждает генеральный прокурор Республики Южная Осетия Таймураз Хугаев




Эксклюзивное интервью с генеральным прокурором Республики Южная Осетия Таймуразом Хугаевым

"Yтро": Кто из виновных в нападении Грузии и геноциде осетин будет привлечен к уголовной ответственности?

Таймураз Хугаев: С первых же дней окончания боевых действий мы фиксировали и закрепляли следы преступлений, фиксировали доказательства геноцида осетинского народа. На сегодня собрана доказательная база, где есть полное представление о том, что и когда происходило в населенных пунктах Южной Осетии. Мы знаем, кто расстреливал наших граждан 8 августа при заходе в город грузинских войск. Мы установили фамилии практических всех грузинских военнослужащих и наемников, напавших на спящий город, атаковавших Цхинвал во время танковых прорывов, блокирования и оккупации его районов грузинской стороной. Мы имеем данные о конкретных людях, которые на тот или иной момент находились в городе и совершали преступления. Это исполнители преступного вторжения Грузии в Южную Осетию.

Но в рамках нашего дела ответственность понесет и политическое руководство Грузии, которое отдало приказ о начале этой акции. В первую очередь, это Саакашвили, министры обороны и внутренних дел Грузии, начальник Объединенного штаба ВС Грузии, командующий грузинскими "миротворцами" Мамука Курашвили и другие.

"Y": Какие вы можете назвать конкретные эпизоды злодеяний Грузии.

Т.Х.: Это сам факт применения кассетных боеприпасов в жилых кварталах Цхинвала. Кассетный боеприпас являет собой носитель, в который закладывается две или три сотни суббоеприпасов. Они подрываются в воздухе и буквально накрывают сплошным огнем большие площади. Их применение на городских площадях, не имеющих никакого военного значения, абсолютно ничем не оправдано, кроме как желанием причинить максимальные разрушения и вызвать массовые человеческие жертвы. Грузия стремилась убить как можно больше людей, независимо от пола и возраста. Такие факты у нас зафиксированы: в Цхинвале уничтожались целые площади и кварталы, в тех домах погибло значительное число людей.

"Y": Грузия утверждает, что применяла кассетные боеприпасы только против российских военных.

Т.Х.: Зная, что полностью опровергнуть это невозможно, они решили признать факт применения, но не против мирного населения, как было на самом деле, а против войск. Грузия использовала авиабомбы, реактивные системы залпового огня израильского производства LAR-160 и РСЗО "Оркан" калибра 262 мм - один из самых больших калибров РСЗО в мире. У нас есть неразорвавшиеся кассетные боеприпасы и их фрагменты - части кассет, контейнеры с маркировкой.

Кстати, кассетные боеприпасы, вопреки утверждениям грузинской стороны, в районе Рокского тоннеля не применялись. Рокский тоннель вообще не подвергался атаке Грузии. Они не дошли и не долетели до него. Наша ПВО надежно перекрыла этот участок. Максимум, что грузины смогли сделать, - бомбить населенные пункты, которые не охватывала наша ПВО - поселок Джава, город Цхинвал и прилегающие села.

"Y": В каких кварталах Цхинвала было больше всего разрушений и человеческих жертв?

Т.Х.: В республике нет ни одной фамилии, семьи, в которой не было бы погибших. У нас есть аэрофотосъемка и съемка со спутника города Цхинвал и сел, на них хорошо видны разрушения. Любой желающий может зайти в Глобальную сеть и получить эти снимки. Значительному артобстрелу, в том числе из систем залпового огня, подверглась улица Героев. Как показало расследование, стреляли по тем площадям, где далее планировалось продвижение танками. Одно из таких направлений - улицы Героев, Исаака Харебова, Гафеза в западной, южной и юго-западной частях города. Эти улицы получили практически стопроцентные разрушения.

Когда в город вошла тяжелая техника Грузии, по "странному" стечению обстоятельств из танков велся огонь по самым густонаселенным районам. Кроме жилых домов обстреливали и разрушали, в первую очередь, учебные заведения (уничтожен Государственный университет, разрушены городские школы). Двое суток непрерывно обстреливали республиканскую больницу, а после того, как стихал огонь артиллерии по больничному корпусу, где гибли врачи и больные, работали грузинские снайперы. В открытую били по машинам "скорой помощи". Полностью была разрушена станция "скорой помощи", есть жертвы среди ее сотрудников. Сожжены машины пожарной охраны, из которых пытались тушить возгорания на месте попаданий грузинских бомб и снарядов.

"Y": Подтверждается, что в селах людей забирали в заложники?

Т.Х.: Людей под дулами автоматов действительно, вывозили в Грузию. У нас несколько сот человек числятся пропавшими без вести. Большая часть из них была взята в заложники грузинскими силовыми структурами. Судьба похищенных до сих пор не известна. Эти явления приобрели массовый характер, поскольку происходили на всей территории Южной Осетии, кроме Джавского района - в селах Цхинвальского, Знаурского и Ленингорского районов, куда зашли грузинские Вооруженные силы. В Цхинвальском районе из шести сел, через которые шли грузинские войска, были выгнаны все оставшиеся в живых жители. Так обезлюдели в ходе вторжения села Хетагурово, Тбет, Тихреу, Ногкау и другие. Грузинские силовики, штурмовавшие столицу Южной Осетии с западной стороны, заходили в дома вдоль дорог, забирали людей и выставляли их перед собой, используя в качестве живого щита при штурме Цхинвала. Аналогичные события происходили и на южном направлении.

Грузинская сторона не признается в том, что удерживает мирных жителей Южной Осетии. Могу сказать, что в Грузии нет ни одного югоосетинского военнопленного. Есть только заложники из числа мирных жителей. Факты их захвата нельзя объяснить с точки зрения международного права, потому что они не являются комбатантами. Эти люди насильственно похищены, вывезены и удерживаются грузинской стороной.

"Y": Как же вызволить их из плена?

Т.Х.: Мы прилагаем усилия на этот счет. Сорок одного человека нам удалось освободить, хотя официально они не задерживались грузинами, и никакой информации о них не давали. Часть заложников мы обменяли на грузинских военнопленных, а часть освободили, выполнив другие условия грузинской стороны. В свою очередь, мы предпринимаем действия для розыска живых и передачи мертвых граждан Грузии, находящих на территории Южной Осетии. С самого начала, в первые дни после окончания боевых действий, через российскую сторону мы передали Грузии 15 военнопленных. Сделали это без всяких условий, в надежде на то, что в дальнейшем они тоже предпримут подобные шаги.

К сожалению, у нас есть информация, что помимо официальных структур Грузии наши граждане содержатся и у частных лиц, вообще не понятно у кого. Поступили сигналы, что от родственников заложников граждане Грузии требуют выкуп. Так что предстоит еще большая работа, в том числе и по линии Красного Креста, через уполномоченного по правам человека Совета Европы, которые согласились выступить посредниками в решении проблемы.

"Y": В Тбилиси утверждают, что в грузинских селах, прилегающих к зоне конфликта, мародерничали осетины, которые требовали выкуп с населения. Ваш комментарий.

Т.Х.: Грузинские села, прилегающие к Южной Осетии, грузинские власти и органы правопорядка бросили на произвол судьбы. По нашей информации, мирные жители этих сел подверглись насилию со стороны грузинских же мародеров и криминальных элементов. В основном, мародерами оказались уголовники, выпущенные из грузинских тюрем во время конфликта. Власти Грузии самоустранились от поддержания какого-либо управления и правопорядка. Там, действительно, творились нехорошие вещи. Но говорить, что это делали осетины, не правильно. Там никто не владел ситуацией. Правоохранительные органы Грузии в некоторые села вообще не вошли до сих пор. Российские военнослужащие выведены оттуда, а у нас есть категорический запрет на любое пересечение границы с Грузией для наших граждан.

"Y": Почему сильно пострадали села грузинских анклавов РЮО?

Т.Х.: Эти села были разрушены не по национальному признаку проживавших в них граждан, а, прежде всего, по вине грузинской стороны, которая сделала заложниками жизни и имущество наших граждан грузинской национальности. Села грузинского анклава были превращены в мощный укрепрайон, из которого обстреливалась столица Южной Осетии. Грузинские села окружают наш город практически с трех сторон: с юга - Никози, с востока - Эредви и грузинская часть села Прис и с севера - четыре грузинских села: Тамарашени, Ачабети, Курта и Кехви, куда была введена огромная военная сила, тяжелая техника. Мирные жители были вывезены из этих сел еще с 1 по 5 августа, за исключением нескольких десятков людей, которые там оставались после бегства грузинских войск. Мы вывезли этих людей под охраной в организованном порядке. Жертв среди мирного населения там не было. Если взглянуть на карту Южной Осетии, станет ясно, что грузинские села республики остались в целостности и сохранности.

"Y": Будет ли допущено возвращение беженцев в грузинские села Южной Осетии?

Т.Х.: Беженцы будут возвращаться в установленном порядке. Путем межгосударственных переговоров между Южной Осетией и Грузией мы определим, кто будет нести ответственность за восстановление их разрушенного жилья и утраченного имущества. Но те граждане нашей республики, которые на территории РЮО принимали участие в грузинских незаконных вооруженных формированиях, в так называемых структурах "временной администрации Санакоева", участвовали в боевых действиях, вернутся сюда только для того, чтобы отбывать наказание в тюрьме. У нас есть полные списки этих граждан, которые мы получили, захватив грузинские архивы.

"Y": Что ждет Санакоева, Каркусовых и прочих граждан, воевавших против Южной Осетии?

Т.Х.: С самого начала мы предупреждали международные организации, что все структуры Санакоева - террористические организации для проведения политики государственного терроризма Грузии. Задача Санакоева - сделать так, чтобы отчаявшиеся от терактов и обстрелов осетины покинули Республику Южная Осетия. Не получилось. Нам хорошо известны все перевертыши, как и роль каждого из них. Их существование было важной частью плана по захвату Южной Осетии. Когда 8 августа грузинские войска ворвались в город, то буквально на броне привезли сюда Санакоева. Они зашли в город, но контролировать его не смогли. Естественно, ни о каком размещении "временной администрации Санакоева", которая должна была подменить собой официальные власти Южной Осетии, и речи быть не могло. Они планировали принятие закона "О статусе Республики Южная Осетия" в составе Грузии.

"Y": Грузия отказывалась забирать тела своих убитых. Что-то изменилось?

Т.Х.: Да, у нас находилось 43 тела погибших военнослужащих грузинской армии. Никто от грузинских властей даже не заикнулся об этом. Потому что в Тбилиси боялись народного гнева: каждый труп мог стать последней каплей чаши народного терпения. Затем уже после визита уполномоченного по правам человека Совета Европы тела мы все-таки передали. На сегодня в городском морге Цхинвала остаются трупы 11 грузинских военнослужащих, которые никому не нужны. Имена большей части из них мы установили. На форме у каждого из них написана фамилия. Половина из них из 4-й пехотной бригады. Мы не знаем, что с ними делать, - хоронить, чтобы потом рано или поздно откапывать, или же держать в морге до принятия решения Грузией.

"Y": Правда ли, что в первых рядах напавших на Цхинвал шли украинские наемники?

Т.Х.: На улицах города были уничтожены люди с украинскими фамилиями и документами. При захвате "Центра антитеррора МВД Южной Осетии" в селе Тамарашени мы обнаружили много любопытной документации, проливающей свет на использование Грузией наемников. В штатном расписании "Центра антитеррора", который напрямую подчинялся Мерабишвили, была группа "Братья", где фигурировали наемники, в том числе Шевченко, Кучеренко, Шаповал, Желтоконь и другие. Обнаружены их фотографии в форме с символикой УНА - УНСО*, записные книжки на украинском языке, телефонные книги с номерами руководителей и активистов УНА - УНСО, конспекты диверсионно-террористической деятельности. В бою в западной части Цхинвала была уничтожена машина, на которой передвигались украинские наемники. У нас есть информация, что на системах ПВО, включая ЗРК "Бук", работали украинские военнослужащие. Сейчас эти данные перепроверяются.

"Y": Спасибо за беседу.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей