Воздушного ниндзя испытают на прочность

Российские проектировщики заложили в конструкцию нового перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации уникальные элементы и решения, не имеющие аналогов за рубежом

На летно-испытательной и доводочной базе отделения ОКБ "Сухого" на аэродроме Летно-исследовательского института имени М.М. Громова в Жуковском стартовал очередной этап испытаний перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) - самолета Т-50-6-2.

ПАК ФА с запущенными двигателями на взлетной полосе. Фото: ТАСС

Этот истребитель пятого поколения должен прийти на смену машинам, составляющим сегодня основу российской военной авиации, - Су-27, Су-33 и МиГ-29. Основные характеристики объекта держатся в строгом секрете. В открытых источниках нет точных данных о скорости, дальности полета, комплексе вооружения. Съемки самолета и фотоснимки, которые присутствуют в СМИ, производились со строго определенных ракурсов под контролем сотрудников ФСБ. Тем не менее какая-то информация "утекла", и о некоторых ключевых особенностях и возможностях самолета, благодаря которым он причислен к следующему поколению, уже можно судить.

ПАК ФА создается как универсальный самолет, способный выступать как в роли перехватчика воздушных целей, вплоть до баллистических ракет, так и в качестве ударного - атакующего наземные и надводные объекты.

В конструкции самолета применены технологии, позволяющие ему быть невидимым для радаров. Корпус истребителя выполнен из композитных радиопоглощающих материалов - впервые в истории отечественного военного авиастроения. Форма корпуса - один из секретов. Все изгибы, неровности и кривые выполнены под строго определенными углами, которые позволяют самолету как бы растворяться на экране радаров.

Закрыта информация и по составу и количеству вооружения, но точно известно, что не будет никаких внешних подвесок - бомбы и ракеты спрятали внутри фюзеляжа (также чтобы как можно меньше "светиться" на экранах радаров), скорее всего, между далеко разнесенными друг от друга реактивными двигателями. Необходимо отметить, что такая компоновка турбин - характерный почерк КБ "Сухого". Аналогичное решение используется на многих самолетах, например, Су-27, С-35. За счет этого обеспечивается лучшая выживаемость при повреждении в бою одного из двигателей или ЧП по техническим причинам. До своего аэродрома можно будет дотянуть и на одном. Напомним, что на новейшем американском ударном "Рапторе" двигатели расположены близко, как пальчиковые батарейки в фонарике, так что в случае возгорания одного пламя перекинется и на другой. А на F-35 вообще установлен единственный двигатель. Освободившееся пространство под брюхом самолета обычно использовали для размещения дополнительных узлов подвески вооружения, но, поскольку у ПАК ФА все убрано внутрь, поверхность между двигателями станет как бы продолжением крыльев и обеспечит дополнительную подъемную силу! У американцев, кстати, не предусмотрена подобная оптимизация поверхности самолетов. Кажется, что конструктора КБ "Сухого" смогли бы и вагон заставить летать! 

Еще одна техническая изюминка машины КБ "Сухого" - управляемый вектор тяги двигателей. Такое решение уже применялось на истребителях четвертого поколения. Эту особенность очень любят демонстрировать на авиашоу, причем для этого самолету абсолютно не обязательно взлетать. Достаточно просто посмотреть со стороны сопел, которые, следуя за движениями ручки управления самолетом, поворачиваются во всех направлениях. Благодаря этой технической особенности летательный аппарат приобретает уникальные характеристики маневренности. На ПАК ФА можно выполнять такие фигуры, которые на других машинах просто невозможны. Кроме легендарной "Кобры Пугачева", когда самолет на мгновение вертикально зависает в воздухе и продолжает не лететь, а как бы скользить вперед, ПАК ФА может вращаться в разных плоскостях практически как юла. Со стороны такие маневры выглядят очень эффектно, но они обеспечивают не только зрелищность на авиашоу, но и преимущество в современном воздушном бою, когда противники зачастую видят друг друга только в виде отметки на экране радара. Высочайшая маневренность поможет увернуться от ракеты "воздух - воздух" и занять при этом выгодную позицию для ответной атаки.

Ясно, что управление такой современной и сложной техникой требует особых навыков. При этом летчик непосредственного на процесс пилотирования не должен тратить времени больше, чем на оценку боевой ситуации и выбор оптимальной тактики для выполнения задачи. Бортовые компьютеры, которые занимаются вычислением параметров полета, берут на себя значительную часть функций пилота, развязывая ему руки для боя.

Конструкторы утверждают, что оборудование кабины ПАК ФА - революционное. Подробности не разглашаются, известно лишь, что шлем летчика будет не только защищать голову в полете, но станет важнейшим узлом управления процессом выбора и опознавания целей. Оптические датчики, установленные на шлеме, будут отслеживать движения глаз пилота и проецировать на специальные очки изображение окружающей обстановки с нанесенными тактическими маркерами. Корпус шлема тоже будет новаторским: как и самолет, он будет выполнен из легких композитов. Но "легких" совсем не означат хрупких или слабых к противодействию повреждениям и ударам. Наоборот, материал подобран так, что голова пилота получает еще лучшую защиту по сравнению с предыдущими моделями.

Особая гордость разработчиков - катапультное кресло пилота - спасательный круг, который должен помочь остаться в живых при аварии или если собьют в бою. В кресло встроено компактное кислородное оборудование, в сочетании с уникальным летным костюмом обеспечивающее безопасное катапультирование даже на высоте 20 км, где холодно и нечем дышать.

Если судить по той информации о ПАК ФА, которая стала известна, то в итоге ВВС России получит настоящего воздушного "ниндзя" - невидимого и очень опасного воина.

Выбор читателей