"Водяной дракон" рвется ввысь

Инженеры и конструкторы Китая успешно освоили опыт создания собственных многоцелевых гидросамолетов, которые могут использоваться как военными, так и гражданскими ведомствами

В Китае презентовали самолет-амфибию AG600 Jiaolong, что в переводе означает "Водяной дракон". Эта машина весит свыше 53-х тонн и способна брать на борт до 12 тонн полезной нагрузки. На ней установлены четыре турбовинтовых двигателя китайского производства.

 Самолет-амфибия AG600 Jiaolong Фото: Globalook

Новый гидросамолет с момента своего рождения стал чуть ли не самым большим в мире, правда, этому рекорду поспособствовал тот факт, что его "одноклассники" сегодня практически не строятся. Зачем же в Поднебесной понадобились "Водяные драконы"?

Китай в последнее время ясно обозначает свои притязания на ряд островных территорий в прилежащих морях. Четкие контуры обрели и линии противостояния Китай - Южная Корея и Китай - Япония. КНР устойчиво проводит линию по усилению на море - постоянно приходят сообщения о вводе новых современных кораблей в состав ВМС. В связи с этим постройка собственной модели гидросамолета выглядит логичной. Тем более, что статус сверхдержавы обязывает ко многому, в частности, иметь собственные разработки специальной техники.

На первый взгляд, кажется, что внешние обводы AG600 напоминают машины КБ Бериева. Впрочем, это не удивительно - многие образцы боевой техники Китая – суть, творчески переосмысленные советские проекты. Действительно, самолет представляет собой высокоплан, как и большинство машин КБ Бериева. В носовой части фюзеляжа хорошо различим обтекатель, внутри которого, вероятно, может скрываться радар. Вроде все, как у самолета-амфибии Бе-12. Однако, китайская версия - это видно сразу - получила более плавные обводы корпуса и, что, пожалуй, самое главное – собственные моторы. Т.е. китайцы продемонстрировали, что в области аэродинамики и двигателестроения вполне в состоянии не копировать, а создавать самостоятельные разработки. Пока не ясно, какой "начинкой" будет оснащен "Водяной дракон". Однако совершенно точно, что такой самолет вполне может быть многоцелевым – небольшое дооборудование позволит ему быть как гражданским спасателем и пожарным, так и военным противолодочным самолетом. Последнее превращение даже более вероятно, учитывая конфликты, которые периодически возникают в водах около Китая. AG600, при установке на него поисковой аппаратуры, вполне способен обнаруживать подводные лодки в прибрежных районах и вести наблюдение за группами кораблей Южной Кореи и Японии, которые будут подходить слишком близко в территориальным водам Поднебесной.

Да, сама концепция турбовинтового гидросамолета, может быть, несколько устарела, но КНР пока не планирует открыто конкурировать с США на пространстве всех океанов – сил и опыта еще маловато, а для обеспечения своих интересов в зоне азиатско-тихоокеанского региона "Водяной дракон" вполне годится.

Не стоит сбрасывать со счетов и способность новой амфибии работать в качестве пожарного самолета. Проблема лесных пожаров является актуальной для Китая, поэтому AG600 будет очень кстати. Кроме этого, с новой амфибией Поднебесная имеет очень большие шансы занять нишу на рынке услуг специальных пожарных машин во всем регионе Индокитая, потеснив даже Россию с уникальным самолетом Бе-200. Это значит, что при возникновении пожаров, которые требуют особого подхода, некоторые азиатские страны теперь могут обращаться к Китаю, чем значительно поднимут его международный престиж.

В любом случае, AG600 станет хорошим опытом по освоению новых технологий в авиастроении – сфере, которая является одной из приоритетных для современного Китая. 

Выбор читателей