Истребители МиГ-35 ждут команды "Взлет!"

В конце января общественности представят долгожданный МиГ-35. Но не упущен ли момент? Эксперты и летчики спорят, способен ли самолет конкурировать с самолетами ОКБ Сухого и китайскими аналогами

В конце января ОКБ имени Микояна вместе с Объединенной авиастроительной компанией официально презентуют новый истребитель Миг-35. Об этом сообщили "Известия" со ссылкой на собственный источник в Минобороны. По данным издания, уже в начале февраля самолет будет передан на государственные испытания, а до 2020 г. Минобороны планирует закупить 30 новых машин. Рассчитывает производитель поставлять истребители и на экспорт.

Фото: Российская самолетостроительная корпорация "МиГ"

Грозный "Жук"

Новый МиГ-35 - одна из самых долгожданных машин в российских ВКС. Истребитель должен заменить морально устаревшие "двадцать девятые", впервые поднявшиеся в небо в далеком 1977-м.

По сравнению с предшественником радиус действия нового самолета вырос в полтора раза и теперь составляет тысячу километров. А стоимость летного часа благодаря экономичным двигателям, наоборот, снизилась. Теперь готовить боевых летчиков будет дешевле. По вооружению "тридцать пятый" также превосходит предшественника.

Но все же главное отличие - электронная начинка, полностью отвечающая требованиям времени. Самолет оборудован радиолокационной станцией "Жук-А" с активной фазированной антенной решеткой, которая может "захватывать" сразу 30 воздушных целей.

Дефицитный истребитель

По мнению экспертов, МиГ-35 свое место в ВКС обязательно займет. Не секрет, что российские летчики уже давно испытывают потребность в легких истребителях. Другой вопрос, сколько их закупит Минобороны в конечном итоге. Обычно доля машин такого класса в составе военно-воздушных сил в зарубежных странах - две трети от общего количества самолетов. Это обусловлено прежде всего экономическим фактором. Потери таких машин проще восполнять, так как они дешевле. В России же все наоборот: легкие истребители МиГ-29 составляют всего одну треть от парка самолетов. А доминируют тяжелые "Сушки". И, возможно, новый МиГ-35 сможет изменить это соотношение.

Споры вокруг МиГа

Тем не менее ряд СМИ поставил под вопрос целесообразность выпуска МиГ-35. А все потому, что самолет, который позиционируется как легкий истребитель, по своим летно-техническим характеристикам и цене приближается к среднему классу. А в нем ему уже будет якобы трудно конкурировать с Су-30 и Су-35.

"Неспроста в авиации давно наблюдается тенденция к увеличению тяговооруженности, - рассказывает в интервью "Свободной прессе" преподаватель Военного университета Минобороны, полковник ВВС в отставке Владимир Карякин. - Многие эксперты говорят о том, что целесообразнее было бы, если задачи легкого истребителя у нас будет выполнять учебно-боевой самолет Як-130".  

С этим утверждением в корне не согласен летчик-испытатель, генерал-майор Магомед Толбоев. По его словам, Як-130 - это учебно-боевой самолет, машина совершенно другого класса, и она не может заменить МиГ-29.

И правда, только в скорости самолет Яковлева уступает истребителю почти втрое, и вооружение у него слабее. В воздушной дуэли, например, с американским F-16 у него практически не будет шансов.

Не будет МиГ-35, по мнению Толбоева, и выполнять "чужую работу" тяжелых "сушек". "Легкий истребитель работает в прифронтовой зоне. Он должен быть прост в обслуживании и при этом боеспособен. Тяжелые "Су" не вариант, а вдруг их собьют? Они дорогие, и у них другие задачи", - сказал Толбоев.

Экспортный вариант

О том, что новый самолет получит господдержку, стало окончательно понятно в декабре прошлого года. Тогда вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил на заводе "Факел" в Химках, что производство МиГ-35 - "очень выгодное дело, потому что именно в сегменте легких истребителей существует наиболее обширный экспортный потенциал".

Тем не менее, по словам главного редактора журнала "Экспорт вооружения" Андрея Фролова, МиГ-35 на рынке ожидает серьезная борьба. Как минимум ему придется конкурировать с китайскими FC-1 и J-10 ("Стремительный дракон").

Так, FC-1 с российским двигателем стоит $35 млн, то есть примерно на $10 млн дешевле нашего "тридцать пятого".

Вдобавок у нового МиГа есть проблемы с электроникой. В противном случае у этой модели микояновских истребителей была бы более счастливая судьба. Ведь свой первый полет МиГ-35 совершил еще десять лет назад.

Но сначала продвижение новых самолетов ОКБ имени Микояна тормознули аварии его предшественника МиГ-29 - 7 октября и 5 декабря 2008 г. разбились сразу два, после чего все полеты этих самолетов были прекращены. А ведь именно эта машина легла в основу истребителя нового поколения. Правда, специальная комиссия выяснила, что причина аварии банальна - упавшие самолеты, да и многие их "собратья" попросту проржавели от старости, и ВВС России срочно нужны новые легкие истребители.

Но приключилась и еще одна незадача - МиГ-35 провалился на индийском тендере MRCA. А ведь ОКБ имени Микояна "улыбалась" хорошая сделка на поставку 126 истребителей. Тогда индусы заявили, что плохо работал радар.

Как сообщил "Известиям" источник в Минобороны, сбои в работе бортового оборудования, к сожалению, остались. И в частности, с радиолокатором "Жук-А". Но эти проблемы "не критичны и их планируется решить в ближайшее время".

То, что такие трудности в порядке вещей, подтвердил "Утру" и Магомед Толбоев, который сам испытывал МиГи.

"Всегда бывают проблемы, замечания. Потом неполадки устраняют. МиГ-35 хорошая машина, она превосходит "двадцать девятый" по многим показателям. Например, у последнего двигатели часто не вырабатывают полной мощности, а на новых самолетах они тянут на все сто", - говорит летчик.

Если МиГ-35 ВКС России получат в ближайшее время, то они весьма пригодятся нашим военным в Сирии. Не случайно Дмитрий Рогозин упомянул, что в разработках вооружения для самолета должен учитываться опыт боевых действий на Ближнем Востоке. С современной РЛС легкий истребитель может стать поистине грозным оружием в прифронтовой зоне. И есть большая вероятность, что многие страны, имевшие дело с "двадцать девятыми", захотят получить улучшенные знакомые машины.

Выбор читателей