Ереван удержался на краю киевской ямы

Отставка Саргсяна успокоила оппозицию в Армении, но встревожила Россию

Протестанты в Ереване добились своего: власть в Армении меняется. Серж Саргсян, занимавший должность президента в предыдущие 10 лет, отказался от поста премьера. Так местная оппозиция совершила революцию, причем без помощи западных идеологов и капиталов. Впрочем, у армянской общественности, каких бы политических взглядов люди не придерживались, изначально была единая точка зрения на то, что привлекать к своим внутренним делам посторонних опасно. Поэтому активисты так старались избежать киевского сценария и даже сравнения с украинским майданом.

К примеру, тысячи протестантов предпочли на ночь расходиться по домам, а утром вновь выходить на улицы: то есть никаких палаточных городков, дежурств вокруг костров. Камни из мостовых тоже никто не выковыривал, витрины не бил, машины своих же сограждан не жег. Лидеры протестов понимали, что им тут жить дальше. В результате все свершилось мирно и цивилизованно.

Но политический процесс в Армении с отставкой Саргсяна не закончился. Напротив, теперь Республика должна выбрать нового премьера и определиться с курсом во внешнем мире. Велика вероятность, что к власти могут прийти силы, дружественно настроенные к Западу, считает доктор политических наук Айк Мартиросян.

"Это, естественно, не понравится Москве, где сверхревностно относятся ко всему прозападному в Армении, – отметил он в беседе с "Газетой.Ru". – При таком раскладе Москва может начать давление на Ереван, а Запад может либо войти в игру, либо продолжать игнорировать Армению, чем и так занимался в течение последнего десятилетия. Однако в обоих случаях это подтолкнет Ереван к поискам, в придачу к Москве, еще и других союзников", – говорит эксперт.

Впрочем, пока Россия вела себя очень сдержанно по отношению к политическим переменам в Армении. "Москва не выступала на стороне Саргсяна и не высказывала своей позиции в ходе противостояния", – приводит РИА "Новости" комментарий политолога, замдиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина. И Ереван ценит это. Поскольку все политические силы в Армении понимают: утратить связи с Россией – это ослабить собственные позиции в мире.

"Вполне возможно, армянские оппозиционеры не возражали бы и против более тесных отношений с США. Но место занято: для Америки важнее ее партнер по НАТО Турция и богатый нефтью Азербайджан, способный помочь против Ирана. На Армению США не станут делать ставку, а это значит, дружбе с Москвой у Еревана альтернативы нет", – высказался эксперт.

Так что Армения без Саргсяна – это не потеря для России. Местные протесты были вызваны внутренними проблемами, а не внешнеполитическим курсом страны, и не подталкивались западными политтехнологами. Поэтому антироссийские настроения в Ереване не взыграют.

Хотя понервничать Москве, конечно, в первое время придется, отмечает ведущий научный сотрудник ИОН РАНХиГС Сергей Беспалов. По его мнению, личность нового премьера будет во многом определять перспективы российско-армянских отношений и других двусторонних связей Республики с мировыми игроками. Поэтому лучшее, что сейчас может сделать Москва, – это на время отойти в сторону и предоставить армянскому политическому классу возможность самостоятельно урегулировать ситуацию. А там будет видно.

В конце концов, премьер-премьером, но Серж Саргсян – лидер Республиканской партии Армении, которая сейчас имеет большинство в парламенте. Так что он вполне может стать "теневым" правителем.

Выбор читателей