Минобороны намерено вооружить 4-й гвардейскую танковую Кантемировскую дивизию турбореактивными Т-80БВМ. Быстрейший танк СССР и России получил новую броню и электронную начинку и готов составить конкуренцию чуть ли не самым современным "собратьям". Ведь, как известно, только Т-80 можно завести при сорокаградусном морозе за несколько минут. Только этот танк не глохнет, даже если упрется в каменную стену. Мощный, проходимый и взрывной - идеальное средство для прорыва обороны противника.
Как сообщили "Известия" со ссылкой на источник в военном ведомстве, до этого в дивизии хотели перейти на получившие лестные отзывы у танкистов Т-72Б3, но затем передумали. И вот уже в следующем году у кантемировцев могут появиться модернизированные "восьмидесятки". Они придут на смену уже устаревшим Т-80У, которые состоят на вооружении двух гвардейских танковых полков дивизии. Эксперты пожимаю плечами - машина, конечно, хорошая, но дизель все равно лучше.
Как рассказал "Утру" главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский, у Т-80, несмотря на скоростные качества, есть ряд существенных эксплуатационных недостатков, из-за которых он проигрывает Т-72Б3 и Т-90. Прежде всего это огромный расход горючего газотурбинной установки. Поэтому по сравнению с дизелем у Т-80 меньший запас хода. А высокие требования к системе воздухоочистки делают машину еще более дорогой в обслуживании и ремонте.
По мнению эксперта, Минобороны могло заказать модернизированные Т-80 для поддержки "Омсктрансмаша" (входит в "Уралвагонзавод"), где выпускают эти танки. Изначально, когда планировался перспективный план развития бронетанкового вооружения и техники, газотурбинной "восьмидесятки" в нем не было.
"Думаю, это произошло после того, как стало известно, что "Уралвагонзавод" войдет в корпорацию "Ростех". Руководство там поменялось, и, видимо, вес менеджеров Ростеха повлиял на решение Минобороны", - поделился своими соображениями Мураховский.
Сам бывший танкист не без удовольствия вспоминает о службе на Т-80, но сомневается, что он лучший вариант для армии.
"Если вы участвуете в танковых гонках, то машина отличная - я ее сам эксплуатировал в группе советских войск в Германии. Но боевые действия мало напоминают гонки", - сказал эксперт, поскольку 99% пробега танки идут колоннами в боевом порядке. И если Т-72 попросит 2,4 л на километр, то Т-80 - как минимум в два раза больше.
Безусловно, сама машина интересная, как говорят танкисты, служившие на "восьмидесятке", - танк с "самолетной душой". Шум газотрубины действительно напоминает звук работы авиадвигателя. Запускается Т-80 даже в сильный мороз и не требует прогрева, как дизель.
Модернизированные танки получили новые системы управления "Сосна-У", оснащенные лазерным дальномером и тепловизионной установкой. Есть система автоматического сопровождения цели после ее захвата оператором. А также комплекс оптико-электронного подавления систем наведения ПТУР и динамическая защита "Реликт", делающая танк более живучим. Но все это есть и на Т-72Б3. Поэтому основным преимуществами этой машины до сих пор остается скорость и приемистость. Ряд экспертов уже заявил, что, модернизируя Т-80, Россия чуть ли не готовит машины для "европейского броска", как это было во времена холодной войны, когда "восьмидесятку" называли танком Ла-Манша. Тогда в НАТО полагали, что к проливу дислоцированные в ГДР танки должны были выйти за 48 часов.