Пока российские полярники ждут окончания испытаний ледокола ЛК-60Я "Арктика", стали известны подробности следующего проекта - ЛК-120Я "Лидер". На гигантский 120-мегаваттный корабль установят контейнеры с противолодочным, ракетным и артиллерийским вооружением, после чего судно даст фору в бою любому фрегату.
Как сообщили "Известиям" в главном командовании Военно-морского флота, проект вооружения пока проходит стадию технической экспертизы и рассматривается как вспомогательный. Противокорабельные ракеты Х-35 и крылатые "Калибры" будут ставить на ледокол в отдельных случаях для усиления корабельной группировки Северного флота. Контейнеры с ракетами, а также радиотехническое и водолазное оборудование расположат на корме позади вертолетной площадки. При этом его можно будет легко демонтировать.
Подобную концепцию так называемой "открытой кормы" собираются активно применять в ВМФ РФ, причем не только на ледоколах. Ее суть состоит в том, чтобы оборудовать корабли универсальными платформами, на которых можно разместить сразу несколько легкосъемных боевых модулей. В зависимости от боевой обстановки командование будет решать, чем вооружать корабли: ракетами "Калибр", "Оникс" или вовсе гиперзвуковыми "Цирконами". Последние пока только испытывают.
Фото: Андрей Лузик/ТАСС
По огневой мощи "Лидер", конечно, будет уступать ракетным крейсерам Севфлота. Но и основная задача у него другая - проложить дорогу боевым кораблям по толстому льду, сопроводить конвой. А при необходимости дать отпор противнику.
Предполагается, что благодаря двум мощнейшим реакторным установкам и особенностям конструкции ЛК-120Я сможет ломать лед толщиной более четырех метров. Характеристики для современных ледоколов просто сумасшедшие. У той же "Арктики" это максимум 2,5-3 метра. Имеет значение и ширина судоходного канала. У "Лидера" она будет достигать 50 м против 30 м у ЛК-60Я. Авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" по такому "коридору" вести, может быть, и рискованно - слишком маленький запас. Но остальные боевые корабли Северного флота - легко.
В мирное время корабль будет обслуживать Северный морской путь (СМП), то есть проводить торговые суда. Как рассказал в интервью "Север-пресс" исполняющий обязанности руководителя администрации Севморпути Сергей Кукушкин, уже к концу этого года СМП обеспечит существенный рост грузоперевозок по Арктике. Это прежде всего новые маршруты для экспорта российских углеводородов, а также обслуживание иностранных судовладельческих компаний. К 2025 г., когда по плану будет готов "Лидер", объем перевозок будет еще больше. Понадобится ледокол и военным - Россия продолжает строить в Арктике военные базы и завозить на них специальную военную технику.
Единственное но - строить "король ледоколов" еще даже не начали. Пока техническим проектированием судна занимаются ЦКБ "Айсберг" и ФГУП "Крыловский государственный научный центр". Полностью готов лишь первый ЛК-60Я. Он войдет в строй в 2019 году. Следующий ледокол этого типа "Сибирь" ждут в 2020-м.