По мнению российских подводников, субмарина "Сан Хуан", не выходящая на связь с 15 ноября, скорее всего, погибла в результате взрыва аккумуляторных батарей. А экипаж в силу неподготовленности или каких-либо других причин не смог справиться с последствиями аварии или принял неправильное решение. Такую версию выдвигают эксперты Mil.Press, в частности, капитан первого ранга Сергей Кубынин и основатель сайта "Штурм глубины" Андрей Николаев.
В прошлую среду, в день предполагаемой гибели, "Сан Хуан" доложила о неполадках с батареями, которые якобы удалось устранить. По словам подводников, в такой ситуации нужно было продолжать путь только в надводном положении. Но из-за шторма и низкого уровня подготовки моряков ВМС Аргентины капитан мог дать команду "погружение". Повышение нагрузки на аккумуляторы вызвало взрыв и сильный пожар. Причем взлететь на воздух могли как сами батареи, так и скопившийся внутри водород.
Уже достоверно известно, что на лодке не было боезапаса. А взрыв аккумуляторов при акустическом анализе звучит так же, как взрыв торпед. Первоначально эксперты выдвигали именно эту версию. Считается, что так погибла российская подлодка "Курск" в 2000 году.
Даже если аргентинским морякам удалось поднять субмарину на поверхность, удержаться на спасательных плотах во время шторма было просто нереально. А аварийные буи затонули вместе с лодкой на большой глубине - более 200 метров.
Это предположение вполне увязывается с заявлением ВМС Аргентины о необычном взрыве в день пропажи лодки в районе ее исчезновения. Представитель ВМС Энрике Бальби описал его как "аномальное, единичное, короткое, мощное явление неядерного характера". Как выяснилось позже, эту информацию передали аргентинцам американские моряки. А затем ее подтвердили в Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, которая анализирует данные с установленных в Атлантике гидрофонов.
После этого надежды не осталось практически никакой. Ранее по поручению президента Владимира Путина в район поисков отправилось российское океанографическое судно "Янтарь" с глубоководным аппаратом "Пантера Плюс". Но, как заявил бывший командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Валуев, идти к месту происшествия корабль будет 5-7 дней, поэтому о спасении экипажа речи не идет. "Янтарь" поможет лишь поднять затонувшую субмарину. Но и это будет непросто, хотя в настоящий момент радиус поиска лодки в Атлантике снижен до 77 морских миль.
Научно-исследовательское судно "Янтарь". Фото: Виталий Невар/ТАСС
"Сан Хуан" - немецкая подводная лодка проекта TR-1700 производства компании Thyssen. Всего в составе ВМС Аргентины их было две этого класса. Теперь осталась одна - "Санта Круз".
До сих пор 66-метровая TR-1700 остается не только одной из самых мощных дизель-электрических субмарин, построенных после окончания Второй мировой войны, но и одной из самых опасных. Лодка вооружена 22 торпедами и быстрым автоматом заряжания. Аргентинские моряки получили TR-1700 в середине 1980-х. Если бы это произошло на несколько лет раньше, во время войны за Фолклендские острова, у англичан возникло бы намного больше проблем.