В Думе открылся клуб: спиртного не обещают

Читать в полной версии →
Вчера в стенах Государственной думы состоялась презентация межфракционного депутатского объединения "Европейский клуб". 40 депутатов поклялись дружить с Европой

Вчера в стенах Государственной Думы состоялась презентация межфракционного депутатского объединения "Европейский клуб". Для тех, кто не знает: межфракционные объединения Думы – это форма взаимодействия депутатов друг с другом, при которой нет великой нужды всякий раз оглядываться на партийные установки. Наши депутаты – народ, как известно, неординарный, и помимо нелегких забот на ниве законотворчества, нет-нет, да и урвет часочек-другой на то, к чему сердце лежит. В данном случае 40 депутатов из разных фракций ГД объединились вокруг "европейской идеи", хотя каждый вкладывает в это понятие свой смысл.

Инициаторами появления "Европейского клуба" выступили депутаты Владимир Коптев-Дворников и Владимир Семенов (оба из "Единства"). Идея проста, понятна и не выхолощена амбициозными прожектами, столь часто превращающими полезные начинания в высоколобую профанацию. Просто несколько десятков думцев решили, что уж коли Европа рядом, Европа нуждается в нас, а мы, в свою очередь, в ней, то неплохо бы популяризировать идеи сотрудничества хотя бы в кругу мужей, нечуждых государственности. Владимир Коптев-Дворников, избранный на первом собрании Клуба координатором его работы, подчеркнул, что светское слово "клуб" как нельзя более подойдет к форме и содержанию создающегося объединения депутатов. Минимум официоза, максимум творчества в обсуждении, изучении, в спорах о том, чем нам может быть полезна Европа с ее укоренившимися традициями в государственности, экономике, культуре.

Ирина Хакамада и Георгий Боос, являющиеся сопредседателями "Европейского клуба", кажутся настоящими "тяжеловесами" в сравнении с молодыми "медведями", затеявшими все это. Примечательны слова И.Хакамады, приветствовавшей инициативу "нашей думской молодежи": Ирина Муцуовна говорила так, как будто речь шла и молодежной секции "Демроссов".

Присутствовавший на презентации Боос испытал некоторую неловкость при словах о "молодежи" (тем более что речь шла зампреде Комитета по аграрным вопросам и зампреде Комиссии по защите прав инвесторов) и поспешил заметить своей коллеге, что и она не так уж и стара. Эти забавные нюансы, тем не менее, не отвлекли от главного: разбираться с Европой должно и нужно. При этом Клуб в меньшей степени призван заниматься именно политикой и геополитикой. И то, и другое – скорее обоснование, чем сверхзадача. Европа близка, понятна, мудра, более дружественна к нам (в сравнении с теми же США) и … соперничает с Америкой (а этим грех не воспользоваться). Конечно, говорит Владимир Коптев-Дворников, Старый Свет Новому никто противопоставлять не собирается, и дело не в приоритетах, а в полезности сотрудничества. Это – ответ на вопрос "почему?" А раз так, раз Европа нам так важна, то дело Клуба разобраться в неформальной обстановке (по словам Георгия Бооса, за "стаканом прохладительно напитка") в вопросе, что мы можем у Европы взять.

Создатели "Европейского клуба" утверждают, что их инициатива – это не вызов, брошенный западниками славянофилам. По словам Ирины Хакамады, никто не предлагает брать у "старушки Европы" все подряд и калькировать это на Россию. "Можно взять базовые, зарекомендовавшие себя ценности, заложить их в основу нашей политики и экономики, а на этот стержень уже после навешивать все наши национальные особенности", - говорит она. К сожалению, новые "европейцы" очень спешили и потому не успели рассказать журналистам, кто, кроме самих депутатов, может в стенах Клуба неформально поспорить о влиянии "Школы Анналов" на русское обществоведение или литературных опытов Умберто Эко на развитие отечественной семиотики. В любом случае, если возрастет интерес к историческому наследию России, дело это можно будет счесть благим.

Александр АГАМОВ |
Выбор читателей