На прошедшей неделе, похоже, уже окончательно стало ясно, что платить по "парижским" счетам Россия все-таки будет. Правда, на фоне этого не перестает возникать несколько наивный вопрос: а зачем тогда было городить весь этот огород с "финансовыми трудностями" и окончательно терять лицо перед миром, приравнивая себя к какой-нибудь банановой республике, в которой по объективным причинам не выдался урожай бананов. Хотя вообще-то, при более тщательном рассмотрении, данный вопрос может показаться не столь наивным, каким он видится на первый взгляд. Но речь сегодня пойдет не об этом. Что было – то было.
Итак, на дворе февраль, а это означает, что час, а точнее месяц расплаты по долгам Парижскому клубу настал. Как мы уже говорили, сам факт того, что страна собирается платить по долгам, уже почти не вызывает сомнений, однако по-прежнему так и не удается окончательно определиться с тем, как, в какой форме и из каких источников будут проводиться выплаты. Здесь российским властям до последнего момента не давало покоя желание найти какой-либо экзотический способ, дабы избежать необходимости использовать "живые" деньги, которым легко нашлось бы и другое применение. Так, например, правительственные чиновники все никак не дадут тихо умереть идее выплаты долга долями собственности в российских компаниях и участием в совместных бизнес-проектах. Не удивительно, что о прогрессе здесь говорить пока не приходится, так как государства, входящие в Парижский клуб, не особо прельщают перспективы заниматься не свойственным им делом, связываясь с российскими корпоративными активами. Во всяком случае, даже при идеальных условиях, проработка и подготовка к реализации этой идеи потребуют достаточно длительного времени, а посему рассматривать ее по отношению к сегодняшнему дню бессмысленно. И все же тяга к экзотике, похоже, завладела не только умами членов российского правительства, но и верховной властью. Свое участие в деле поиска нетрадиционных методов решения долговых вопросов на днях проявил и сам российский президент, во время своего визита в Австрию. Гарант конституции попытался "на высшем уровне" предложить австрийцам российские боевые самолеты МиГ-29, с условием, что половина стоимости контракта должна пойти на погашение долга перед этой страной. Правда, сей "сильный ход" президента выглядит несколько странным, ибо в конечном счете непонятно, какую цель на самом деле он преследовал. То ли это тонкий подвох, заключающийся в том, чтобы оснастить австрийские ВВС техникой, ни в коей мере не совместимой с НАТОвскими стандартами, осложнив тем самым потенциальную возможность примыкания Австрии к "агрессивному блоку", то ли это действительно попытка сократить долговое бремя. Однако и в том и в другом случае неясно, чем руководствовалось президентское окружение, предложившее своему шефу столь "гениальную" идею. Не надо быть экспертом в области вооружений, чтобы понимать, что в нынешней ситуации австрийские военные не станут спешить расставаться со своими, пусть и устаревшими, шведскими истребителями "Draken". Вряд ли австрийцы предпочли бы им даже более совершенные, а главное, относительно недорогие МиГи, тем самым технически привязав себя на долгие годы к одной из самых непредсказуемых стран мира.
Обидно, конечно, за нашего президента, которого, как водится, в очередной раз "подставили"; хотя сам он, кажется, не очень-то расстроился по этому поводу и отправился продолжать свой визит в горнолыжный центр в Тирольских Альпах. И все же, надо заметить, что, несмотря на продолжающиеся попытки поиска нетрадиционных решений, правительственные чиновники рассматривают и более "земные" варианты. Так, в то время, когда еще СМИ старательно посвящали свою аудиторию в грандиозные планы обмена истребителей на долги, глава Минфина Алексей Кудрин рассказал о правительственных проектах погашения долгов Парижскому клубу. По словам Кудрина, для этих целей планируется использовать 33 млрд. рублей с остатков на счетах казначейства, кроме того, на 30 млрд. рублей увеличить внутренние займы, на 15 млрд. – доходы от приватизации, а также перераспределить допдоходы. После этого, отметил министр финансов, необходимо будет еще изыскать 24 млрд. рублей. В целом, эти меры выглядят вполне реально и не должны оказать слишком негативного влияния на экономику. В частности, 30 млрд. рублей, на которые должны будут увеличиться внутренние заимствования, не такая сумма, чтобы сделать возможным повторение кризиса рынка ГКО-ОФЗ 1998 года. Более того, дополнительный выпуск гособлигаций поможет связать избыточную рублевую массу.
Что касается увеличения доходов от приватизации, то здесь вопрос достаточно непростой, так как сегодня сложно прогнозировать, как пойдет сам процесс продажи госсобственности. Основные объекты продажи уже намечены, однако насколько без скандалов пойдет приватизация и когда реально появятся деньги от продажи, сказать пока трудно.
Самым же сложным будет процесс согласования с Госдумой возможных изменений бюджета, в частности того, что касается перераспределения дополнительных доходов, хотя делать это, по всей видимости, придется в любом случае.
И все же, несмотря на многочисленные трудности, радует тот факт, что "процесс пошел", и, скорее всего, предстоящий платеж так или иначе будет осуществлен в срок. То же, как будут развиваться события на деле, покажет только время.
Другой, не менее важной темой недели оставался энергетический кризис на Дальнем Востоке, точнее, уже не сам кризис, а его последствия. Во всяком случае, отставка приморского губернатора Наздратенко не стала сенсацией. Более неожиданным и печальным показался уход со своего поста министра топлива и энергетики Гаврина, так как последнему явно досталась роль стрелочника. После этих отставок с новой силой вспыхнули споры о том, кто станет следующей жертвой кадровой перетряски. Пристальные взгляды наблюдателей сами собой обращались в сторону главы РАО ЕЭС Чубайса. Когда последний направился в Приморье, многие поспешили квалифицировать его визит не иначе как отчаянную попытку спасения репутации и собственного кресла.
Мы бы, со своей стороны, не стали торопиться с подобными выводами, ибо, на наш взгляд, позиции Чубайса, несмотря ни на что, по-прежнему крепки. Элементарная логика подсказывает, что президенту гораздо выгодней видеть столь яркую и не в пример другим сильную фигуру в роли главы РАО ЕЭС, нежели во главе политической оппозиции.
Так что поездку главного энергетика страны на Дальний Восток можно считать в большей степени укреплением собственных позиций, нежели попыткой спасения репутации и занимаемого поста.
С другой стороны, энергетический кризис в Приморье показал, что реформирование отрасли необходимо и проводиться оно должно незамедлительно. Кадровые перестановки вряд ли могут способствовать улучшению ситуации в энергетике, и президент наверняка это также понимает.
Предельный износ энергетического оборудования и массовое его выбытие требует огромных инвестиций, привлечение которых так или иначе заставит ломать нынешние устои внутриотраслевой организации.
Одним словом, в данной ситуации промедление воистину смерти подобно, и трагедия жителей Приморья стала очередным тому подтверждением. Хорошо, если бы последним…
С новой рабочей неделей, господа!