Индийские песнопения в "Доме"

Читать в полной версии →
Сушила Раман и ее коллектив сыграли unplugged – то есть без всяких включающихся в розетку инструментов. При этом трио умудряется звучать отнюдь не бедно, заполняя все пространство композиций изобретательными полиритмичными рисунками

В Культурном центре "Дом" прошло выступление фольклорной певицы Сушилы Раман. Сушила Раман – англичанка индийского происхождения, хрупкая красавица с ослепительной улыбкой. Прекрасная певица, она исполняет как древние индийские песни, так и материал собственного сочинения (на английском и хинди). Она – бывшая участница английского трио под названием Joi, который британские критики относят к стилю asian dub, то есть электроника в восточных мотивах.

На этот раз певица и ее коллектив, в который входят гитарист Сэм Миллз и перкуссионист Джануно Джабо (он играл у Карлоса Сантаны), сыграли unplugged – то есть без всяких включающихся в розетку инструментов. При этом трио умудряется звучать отнюдь не бедно, заполняя все пространство композиций изобретательными полиритмичными рисунками. Обычная акустическая гитара с нейлоновыми струнами в руках Миллза превращается в сугубо народный инструмент, звуча подчас как ситар. В целом саунд коллектива поражает каким-то чуть ли не "роковым" драйвом – так, во время исполнения одной из самых энергичных композиций кто-то у меня за спиной восхищенно пробормотал: "Ну просто как Unplugged "Нирваны"!". Это, конечно, не совсем так, но если принять во внимание то, что коллектив находится под патронажем фирмы Питера Гэбриэла Real World, все становится на свои места. Потому что Real World как раз и занимается практическим поиском связей между "музыками разных народов". И часто это удается. Достаточно вспомнить те же сольные альбомы Гэбриэла, на которых ирландская джига "естественным путем" переходит в какое-нибудь армянское песнопение. Ура-ура, все люди братья, музыка нас связала!

Считается, что древние кармические песни, входящие в репертуар Сушилы, мелодически очень похожи на музыку американских негров "соул", которым, как известно, до Индии далековато. Как бы то ни было, такая музыка, которую не назовешь ни авангардом, ни уж тем более мэйнстримом – скорее, это "золотая середина", – пользуется стабильным спросом, и число ее поклонников возрастает. Культурный центр "Дом" любит принимать у себя таких осовремененных фольклористов. Такие концерты в этом заведении неизменно проходят с полным аншлагом, хотя как "место досуга" клуб крайне неудобен, так как он явно рассчитан только на прослушивание музыки и созерцание перформанса. Кстати, вопреки банальным ожиданиям, индийская певица не была одета как официальный представитель каких-нибудь "дней культуры Индии" – никаких нарочитых сари, бинди или тилаков. Люди теперь, слава богу, приходят на камерные фольклорные коллективы не "поглазеть на дикарей" (хотя неизвестно, кто больший дикарь – человек, связанный с природой, или горожанин-космополит), а насладиться музыкой. Может быть, поэтому коллектив Сушилы Раман не воспринимается как что-то чужеродное. Гораздо более диковато и неестественно выглядела ночная дискотека "в восточных тонах": после Сушилы Раман выступали DJ Лист и группа "Небо здесь", которая, как утверждается, играет "кришна-кор".

Александр БЕЛЯЕВ |
Выбор читателей