Выставка "Record-2001"

Читать в полной версии →
В Москве прошла Вторая международная конференция, посвященная проблемам защиты интеллектуальной собственности в сфере музыкальной индустрии в эпоху новых технологий

В среду в ЦДХ на Крымском валу открылась Вторая международная конференция, посвященная проблемам защиты интеллектуальной собственности в России и странах СНГ в эпоху новых технологий. Говоря проще, конференция была направлена на борьбу с аудио-видео-пиратством. В части "видео" положение дел выглядит более-менее оптимистичным, тогда как в области музыкальной продукции многие вопросы не отрегулированы вовсе. Одними силовыми мерами эту проблему не решить – требуется дальнейшее совершенствование законодательной базы. Участники конференции отметили, что от нарушения авторских и смежных прав страдают не только западные рекорд-лейблы, не получающие с российских пиратов ни цента, но и российские исполнители и компании: оказывается, доля экспорта российской музпродукции чуть ли не вдвое превышает импорт музыки из-за рубежа. Последняя информация явилась откровением и для известного музыковеда Артемия Троицкого, который заметил, что ему бы очень хотелось верить, что упомянутые показатели сложились не только из соотношения между Россией и Украиной или Беларусью.

Некоторые аналитики вообще предсказывают скорую «смерть» большинства рекорд-компаний в связи с бурным развитием интернет-сайтов, специализирующихся на предоставлении музыкальной информации пользователям (в частности, в MP3-формате). Однако ни для кого не секрет, что в российском интернете имеются сайты, занимающиеся реализацией контрафактных CD и MP3-треков. Кроме того, (это уже не только российская проблема) существуют такие организации, как Napster… Наведением порядка в области Рунета собирается заняться одно из подразделений российского МВД. Весь второй день работы был посвящен собственно борьбе с аудиопиратством. Представители IFPI (Международной федерации производителей фонограмм) в России делились методами работы в данной сфере. Заключительный день был посвящен вопросам музыкального бизнеса – от развития технологии производства CD, до новых DVD-форматов и возможностей распространения музыки с помощью интернета.

Все вышеупомянутое представляет интерес в основном для специалистов и заинтересованных лиц. А все "простые смертные", заглянувшие в ЦДХ в эти дни могли посетить вторую специализированную выставку-ярмарку звукозаписывающей индустрии "Record-2001", к которой и была приурочена конференция. Около 40 участников из России, стран ближнего и дальнего зарубежья представили вниманию посетителей свои достижения в околомузыкальной сфере. Экспозиция выставки разместилась в двух залах второго этажа. В ретро-части выставлены настоящие раритеты музыкальной индустрии – пластинки начала века, старинные граммофоны, первые радиоприемники… Кстати, вторая выставка-ярмарка проходит в предъюбилейный год: 99 лет назад (в 1902 г.) была впервые осуществлена запись на грампластинку российского исполнителя.

"Бизнес-экспозиция" условно подразделена на три основных группы: представители рекорд-лейблов (самая многочисленная), тиражных заводов-производителей CD и МС, и компаний, связанных с шоу-бизнесом. Последние демонстрировали оборудование, так сказать, "в работе": в течение двух дней на небольшой сцене шли живые получасовые выступления различных музыкантов и групп. Особенно "убойным" в этом плане был второй день – заявлены были как "ветераны" ("Выход"), так и новые, но уже набравшие известность группы (среди которых, в частности, "открытие года" - группа "Чичерина"). Были там и совсем молодые команды, для которых выступление в рамках концертов на выставке стало лишней возможностью засветиться перед публикой (равнодушных среди зрителей, кстати, не было). Еще один забавный проект – галерея рисунков, направленных против аудиопиратства и выполненных музыкантами и представителями шоу-бизнеса. Филипп Киркоров, например, снабдил свое произведение поучающей подписью: "Лучше сиди и слушай CD, чем сиди за CD"… Карандашный рисунок П. Подгородецкого довольно реалистично изобразил одного из последователей капитана Флинта, на кинжале которого болтались несколько блестящих "блинов". Кратко (и талантливо) самовыразился В.Зинчук: посреди белого листа – небольшая клякса, и подпись: "Большего они не достойны!..". Петр Подгородецкий и певица Линда (каждый в своей манере) озвучили идею "галереи": пираты наносят вред всем – и музыкантам, и потребителям. Кстати, стенды нескольких организаций, занимающихся правовыми аспектами борьбы с пиратством (в частности, ГУП "Информзащита") наглядно демонстрировали посетителям разницу между официальными изданиями и контрафактной продукцией. Последняя россыпью валялась под ногами, демонстрируя отношение к ней этих организаций.

В конце второго дня представители агентства InterMedia (одного из соорганизаторов выставки) огласили предварительные итоги в номинациях на Третью ежегодную премию российской индустрии звукозаписи «Рекордъ-2001» по объективным результатам популярности – тиражам продаж и радиоротациям. Также были подведены итоги конкурса для журналистов «СМИ против пиратства».

Вместо заключения. О значении новых технологий в шоу-бизнесе хорошо высказался небезызвестный Артемий Троицкий. На вопрос представителя одной из региональных газет о возможности раскрутиться талантливым музыкантам из провинции, был дан следующий совет. Развитие информационных технологий в России, по мнению г-на Троицкого, дает реальный шанс молодым неизвестным исполнителям заявить о себе. Если раньше молодая группа, в подвальных условиях самостоятельно записавшая фонограмму, должна была снаряжать гонца в Москву с демо-кассетами и чемоданом денег (на взятки представителям звукозаписывающих компаний!), то теперь в этом, к счастью, нет необходимости. Сегодня нужно просто создать в интернете сайт, посвященный группе и выложить на него все информационные материалы и MP3-файлы. Естественно, никаких денег с пользователей группа не получит, но при грамотном подходе может заявить о себе не только в Москве или России, но и в мире. А вот дальше уже – прямое дело рекорд-компаний…

Отдел культуры |
Выбор читателей