Собственная вселенная Сергея Бордачева

Читать в полной версии →
В крохотной галерее "Точка" расположилась экспозиция картин бывшего участника бульдозерной выставки, художника Сергея Бордачева. Фантасмагория, лунные пейзажи и старый велосипед как символ движения

"Цветок веремени". Живопись. Масло
Казалось бы, эпоха подпольных выставок давно миновала. Теперешние художники любят вальяжно пройтись по выставочным залам, увешанным картинами собственного производства. Да и незачем сейчас прятаться по квартирам и показывать свои работы только кругу избранных. Свобода творчества и самовыражения. Почти полная и почти безоговорочная. Однако то ли ностальгия обуревает, то ли привычка покоя не дает, но бывший участник бульдозерной выставки Сергей Бордачев решил продемонстрировать свои картины в маленьком подвале галереи "Точка". Если хватит смекалки обнаружить в одном из жилых подъездов дома 13, строение 4, что на улице Знаменке, неприметную дверь галереи, то у вас появится шанс оценить работы художника, которого вкупе с другими авангардистами крыл благим матом незабвенный Никита Сергеевич Хрущев.

"Сон". Живопись. Масло;
История Сергея Бордачева, собственно, и началась на самом громком хеппенинге конца семидесятых годов – знаменитой выставке живописи в Беляево, где собрался весь цвет авангардного искусства тогдашнего СССР. Аппаратчики из ЦК КПСС прислали туда бульдозеры, которые должны были сравнять картины и их авторов с землей. Акция получилась глубоко символичной – ковш бульдозера против холста и кисти, грубая сила против идеи. Применение столь диких методов полемики по поводу эстетических пристрастий вызвало шок и в СССР, и за рубежом. Оценить произошедшие с нашей страной изменения возможно, если учесть тот факт, что картины одного из активнейших участников той выставки – Сергея Бордачева – сейчас украшают коридоры Кремля.

Давнишняя "Бульдозерная выставка" не была первой для Бордачева – и уж тем более не была последней: работы художника выставлялись на многочисленных подпольных выставках, в том числе в знаменитой мастерской Сергея Борисова, на месте которой теперь располагается галерея "Точка". Двери в неожиданную вселенную Сергея Бордачева открывались в Москве и Гамбурге, Амстердаме и Париже. Его работы можно увидеть в составе коллекций Третьяковской галереи, Музея современного искусства в Москве, в Стеделийк-музее в Амстердаме и многих других.

"Движение" ассамбляж, 1973 год.
Вселенная Бордачева – слепленная, сложенная и сотворенная в работах разных лет – игровое, фантастическое пространство. В качестве материала для его постройки выступают старые вещи, несентиментально исключенные из обихода: так помятый велосипед становится символом движения (и куда на таком доедешь?), а клавиши фортепьяно соседствуют с фрагментом футбольного мяча и перчаткой в картине "Аргонолла". Хотя "картиной" это произведение можно назвать лишь потому, что все используемые художником материалы помещены на обыкновенный холст и окружены багетом. Еще один запоминающийся образ – "Русский абориген, или портрет на красном фоне". Черты "лица" этого странного существа выложены из всякого хлама – гаек, винтиков, каких-то железяк, завалявшихся в гараже у прижимистого хозяина. На аборигена-то он и впрямь похож, а вот национальное достоинство страдает. Впрочем, в галерее есть и вполне обычные полотна художника, то есть написанные маслом. Только в этом смысле, правда, их можно назвать обычными. Геометрические формы, лунные пейзажи, серо-синяя палитра создают впечатление нереальности, входа в потусторонний запредельный мир.

"Арганола", ассамбляж 1999 год.
"Сергей Бордачев демонстрирует редкое для современного художника совершенство, помноженное на самобытное видение авангардных традиций" – так отзывается о художнике известный немецкий критик Вольфганг Лехман.

Несмотря на то, что в галерее "Точка" собраны полотна художника за последние тридцать с лишним лет, нынешняя выставка Бордачева – вряд ли подведение итогов или отчет о проделанной работе. Художник творит свой уникальный мир каждый день – и в этом смысле ему всегда рано отчитываться и подводить итоги. Экспозиция в галерее "Точка" – лишь возможность увидеть эту вселенную.

Елена НОГОТКОВА |
Выбор читателей