Звездный траффик

Читать в полной версии →
Признанный критиками американской киноакадемии "Траффик" гораздо легче уважать, чем любить. А его автора – тем более. Сразу два фильма Стивена Содерберга выдвинуты в этом году на "Оскара"

Начало нового тысячелетия американская киноакадемия, та, что "Оскары" вручает, в которой одних членов – буквально сотни, решила отметить небывалым рекордом. По-моему, по крайней мере в новейшей истории американского кино, не было случая, чтобы два фильма одного и того же режиссера были номинированы в самой главной секции – лучший фильм.

Стивен Содерберг
Речь идет о Стивене Содерберге, авторе из Лос-Анджелеса, громко заявившем о себе каких-нибудь 12 лет назад, почти скандально завоевавшем "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах своим фильмом "Секс, ложь и видео".

Итак, на сей раз и его "Эрин Брокович", и выходящий 26 марта в отечественный прокат "Траффик" могут взять сразу вагон золотых статуэток дядюшки Оскара. Снять в Голливуде, в год милленниума два крупнобюджетника, да еще напичканных звездами, что колчан стрелами, под силу только очень упертому и высоко котирующемуся режиссеру.

К сожалению, я не смотрел фильм с Джулией Робертс, ничего о качестве "Эрин Брокович" сказать пока не могу, кроме того, что кассовые сборы (бокс-оффис) фильма по всему миру – 250 миллионов долларов; а вот "Траффик" был представлен вниманию прессы в кинотеатре "Ролан", где и будет возможный лауреат прокатываться весь апрель.

История, рассказанная в "Траффике", – не что иное, как сведенный в один более чем двухчасовой фильм мини-сериал 80-х годов британского продюсера Лауры Бикфорд о международной сети наркоторговли. Сценарий "Траффика" адаптировал для Содерберга также номинированный за эту работу на "Оскар" Стивен Гагьян.

Содерберг загорелся идеей сделать первую в своей карьере криминальную драму, и в коммерческом смысле у него это неплохо получилось. Поскольку фильмы-номинанты по определению увеличивают кассу сборов процентов на 25 минимум.

Мексиканский полицейский Хавьер Родригес (Беницио дель Торо – номинация за лучшую роль второго плана, хотя, по-моему, он играет именно главную роль в фильме) с напарником Маноло Санчесом работают на границе США и Мексики под руководством главного борца с наркоторговлей генерала Салазара. Благородный до неприличия Хави (денег не берет, а все предлагаемые средства направляет детям, что твой Юра Деточкин) решает положить конец распоясавшимся кокаиновым королям провинции Тихуана. По ходу дела полицейские попадают в стандартные для таких заморочек ситуации выбора: жизнь или долг, предательство или спасение друзей, потеря близких или честь мундира и так далее. Но в конце, к счастью, не гибнут, как положено в таких случаях, а, напротив того, тайно, этак по-отечески наблюдают за плодами своего опасного труда. Мексиканские детишки во всю голову резвятся на стадионе, вместо того чтобы колоться дурью. Вообще Голливуд в "Траффике" в очередной раз умыл зрителя хэппи-эндом до соплей. Думаю, это не последняя причина для двукратного выдвижения фильмов Содерберга.

Параллельно развивается несколько сюжетных линий. Пока доблестные мексиканские тайные агенты вычищают с помощью осведомителей и захваченных в заложники наемных киллеров свою землю от бесконечных, мерзких и циничных нарко-мачо и продажных генералов-садистов, по другую сторону границы Главный Судья штата Огайо Роберт Уэйкфилд (Майкл Дуглас – номинации нет) указом президента возглавляет федеральную службу по борьбе с распространением все тех же, будь они неладны, наркотиков.

История с Дугласом развивается в отдельном сюжете, как и положено в мини-сериале. Сей чиновник в костюме за тысячу долларов исполнен ну очень благородных намерений. Но вот незадача – 16-летняя дочка Каролина (Эрика Кристенсен), спортсменка, почти комсомолка и отличница, ни с того ни с сего оказывается конченной "джанки", то есть торчит на всех видах тяжелых препаратов до такой степени, что мама с папой вынуждены отдать ее в общество анонимных, почему-то, алкоголиков. Оттуда девчонка сбегает, а отец – крупный чиновник (не путать с бюрократом), бросив все дела по борьбе с мировой заразой, разыскивает ее в черных во всех смыслах вертепах даун-тауна и в результате прощается с карьерой.

Но и эта "линия кино" тут не последняя. Если у тебя в фильме есть Майкл Дуглас, то вполне логично пригласить его жену, или кто она там ему, короче – близкую родственницу семейства Дугласов, довольно, правда, по голливудским меркам поздно (почти 32 года девушке) начавшую карьеру звезды – Катарину Зету-Джонс.

Этот сюжет довольно незамысловат. Чтоб долго не вдаваться в подробности: сериал типа "Полиция Майами" видели? Все повороты стандартные. Муж красавицы Зеты-Джонс – наркобарон, его сажают. Адвокат (Дэннис Куэйд) – подлец и продажная шкура. Единственного свидетеля по многомиллионому делу мочат в буквальном смысле слова в сортире наемные убийцы. А два американских агента полиции – до тошноты политкорректная пара, составленная из смешливых латино- и афроамериканца (во всех ролях – звезды второго голливудского эшелона, вплоть до Сельмы Хайек), разруливают ситуацию на манер сверхультрасуперсекретных агентов Майами-Вайса.

В общем, сюжет не затягивает, но и, как ни странно, особо не отталкивает. Крепкий такой, драматичный. Все дело в несомненном профессионализме режиссера. Содерберг поначалу долго запрягает, но достаточно быстро едет. Во-первых, съемка. Тут сам Содерберг был оператором, скрываясь под псевдонимом Питер Эндрюс. В Мексике всё выглядит полудокументальным, с характерными цветами пустынь и трущоб. В истории судьи и вообще, когда речь идет о Штатах, превалируют неоново-яркие или прозрачные картинки, обычные для высокобюджетного полицейского детектива кадры, где все 53 и более источников света за кадром и параллельный монтаж в полный рост. Эдакая дань американскому киностандарту. Кстати, монтажер Стивен Миррион также номинирован на премию. Итого пять номинаций, включая лучшую режиссуру, из которых три (режиссер, сценарист и монтажер) выданы людям по имени Стивен. Это стильно.

Все сюжетные повороты "Траффика" просчитываются за пару секунд, что, однако, не делает фильм скучным. Крепкая такая американская продукция для семейного просмотра. Из-за гигантского количества спрессованных в одну серию драматургических штампов и персонажей как-то и не успеваешь утомиться. Правда, чересчур прилизанные "сцены секса и насилия" скорее говорят о том, что некогда независимому Содербергу, видимо, надоело скитаться по задворкам родного Голливуда и собирать премии заокеанских эстетов. В принципе, если бы ровно двадцать лет назад Уильям Фридкин не придумал все ходы и выходы в своей дилогии "Французский связной", фильм Содерберга мог бы показаться неплохим детективом.

А так – ну что… Кроме оторопи от нынешнего выбора киноакадемиков ничего не испытываешь.

Кроме фильмов Коэнов и, так и быть, Ридли Скотта, все остальные номинанты, на мой взгляд, нуждаются в какой-то очень серьезной мотивации, уму явно не доступной. Единственное, что приходит в голову, – гигантские амбиции режиссеров и продюсеров.

Хотя, если возникнет желание посмотреть очередное Большое и Американское – милости просим в кинотеатры. "Траффик" отвечает всем требованиям. Кроме одного. Ничего нового и интересного.

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей