Вчерашний кадровый взрыв, хоть и явился следствием точечного удара по т.н. "силовому блоку" правительства Касьянова, скорее рано, чем поздно сдетонирует и на оставшуюся часть кабинета. Впрочем, эту мысль мы сейчас развивать не станем: президент акцентирует наше внимание на другом, и правильнее будет последовать за ним...
Комментаторы, уже откликнувшиеся на вчерашнее событие (в том числе и на страницах нашей газеты), на разные голоса проводят мысль о произошедшей "кадровой революции". Между тем как раз кадровой революции не произошло. Патроны в обойме переставлены местами, и лишь назначение Бориса Грызлова с первого взгляда кажется подлинной инновацией. Известно, что перемещение "силовиков" в правительстве является прерогативой исключительно главы государства со времен президента Ельцина. Само по себе это ни плохо, ни хорошо. Однако думы о наличии этой укоренившейся практики приходят в голову тогда, когда кадровые перестановки становятся объектом политических игр, кабинетных, подковерных и пр. Связи назначенца с ведомством в этом случае анализируют куда меньше, чем его личные связи с президентом или, как это случалось опять же при Борисе Николаевиче, с некими деятелями закулисья, лоббировавшими того или иного кандидата. Нынешние назначенцы – мало того что достаточно известные фигуры, они также люди из "команды Путина", его неизменные сателлиты, многие еще со времен, когда Путин был всего лишь "настоящим полковником". Центральная фигура – Сергей Иванов, чье перспективное будущее с самого начала оценивалось подавляющим большинством политологов на пять с плюсом по пятибалльной системе оценок. Иванов удобен тем, что мало похож на генерала, действующего или отставного (он, как известно, отставной), однако ж генеральское прошлое в его карьере – фактор немаловажный. Военный, вежливо общающийся с прессой, сторонящийся кондовости в риторике даже в разговоре о патриотизме, обладающий дипломатическим тактом, который неизбежно понадобится ему в общении с главой Генштаба Квашниным, свободно владеющий английским и шведским, да к тому же ближайший друг Владимира Путина – все это делало фигуру уже бывшего главы Совбеза чрезвычайно перспективной. "Меньше чем на премьера не тянет", – говорили все. Однако Путин бросил Иванова именно на Министерство обороны, хотя, как не раз "проговаривались" кремлевские источники, слухи о премьерстве были не беспочвенны. Победил прагматизм: Министерство обороны было и остается одним из самых запущенных ведомств, в том числе и по причине отсутствия цельной концепции военной реформы. Публичная свалка, устроенная в свое время министром Сергеевым и начальником Генштаба Квашниным, показала все жесткость ситуации. В условиях, когда даже в товарищах согласия нет, а проблема вопиюще болезненна, особенно на фоне стремительно меняющихся военных доктрин "полувероятного противника", управлять ведомством был призван "варяг". "Погонное" родство, помноженное на близость к президенту и личные деловые качества, возможно, примирят Иванова с его подчиненными, боящимися всякой новой метлы, тем более в условиях цейтнота. Однако даже назначение гражданского замминистра обороны, Любови Куделиной, ранее курировавшей в Минфине бюджет армии, еще не делает военное ведомство гражданским. Более того – будь Сергей Иванов трижды штатским и возьми он в свои замы всех женщин из аппарата Минфина, этого опять-таки не случилось бы: кадровый состав из "гражданских" формируется годами, годами должна складываться особая для России (потому как неизвестная ей) форма общения этих кадров с военной косточкой, выполняющей все распоряжения и команды штатских начальников. Однако если с чего-то и начинать, то как раз с подобных назначений; и вот, наконец, процесс пошел...
Любопытно, что перемещение на трудный участок для самого Сергея Иванова не означает потерю прежних перспектив. Он по-прежнему на острие президентского пера, готового при случае вписать в очередную графу его послужного списка следующую должность. Сложнее ситуация с Рушайло. Кабы не знать, что президент неохотно расстается с людьми, с которыми ему приходилось пересекаться в жизни, все было бы понятно: Совбез, чьим главой назначен бывший главы МВД, похоже, так и не стал кузницей государственности, а потому мало-помалу переходит на рельсы рутинной охранной структуры, хаотично сверяющей сырые "принципы" с частью множества процессов, протекающих как внутри страны, так и за ее пределами. Конечно, это еще не синекура, но ведь кресел госсекретарей Союза Белоруссии – России не напасешься! Повторюсь: логично рассматривать отставку и новое назначение Рушайло как своего рода амортизацию, некий транзит с вершины в долину. Однако фигура всегда собранного Владимира Рушайло всегда была предметом пересудов относительно его близости к Борису Березовскому и вообще к Семье. Вот и сейчас мнения разделились: если политолог Вячеслав Никонов в интервью нашей газете говорит, что и из Совбеза Рушайло вполне сможет вмешиваться в дела своего бывшего ведомства, МВД (хотя бы в качестве координатора работы всех спецслужб, поясним мы), то Борис Немцов усматривает в новой должности явное понижение и, как следствие, понижение роли самого Совбеза (так же считает и Владимир Рыжков). А вот Александр Беляков из "Единства" недоумевает, как же "человек Березовского" возглавил Совбез (замглавы которого, кстати, в свое время был и сам Борис Абрамович).
Еще несколько обстоятельств, на которые следует обратить особое внимание. Волна перераспределений министерских и прочих портфелей полностью обошла (по крайней мере пока) СВР и ФСБ. Но если внешнюю разведку даже в нервные ельцинские времена старались не помывши руки не трогать, то кадровый состав ФСБ форматировали за милую душу всякий раз, как приспичит. Сейчас ведомство Патрушева устояло. Это не выглядит нелогичным – за Патрушевым числится чеченский "ресурс", который ему не так давно достался в наследство от Минобороны, и менять коней на переправе, то бишь в разгаре самой что ни на есть распоследней фазы антитеррористической операции, негоже. Да и повода нет: лишь в случае с Рушайло и Адамовым есть подозрения, что политика сыграла решающую роль.
Еще один момент связан с назначением Грызлова. Можно себе представить, как это пикантное назначение будет обмусолено в ближайшее время. Несколько наблюдений: Грызлов был чуть ли не единственным, кто отсутствовал на вчерашнем совещании у Путина. Притом, что его не снимали, а назначали, и вроде бы не на последний пост в стране. Отмазка в том роде, что главы фракции "Единства" не было в России, не проходит: такие назначения настолько спонтанно не происходят. Любопытно, что Путин, весьма тщательно подготовившийся ко дню "кадровой революции", сумел найти добрые слова почти для всех отставников и назначенцев, включая министра Адамова, чья репутация, мягко говоря, оставляла желать лучшего. В отношении же Грызлова президент ограничился словами о "политическом решении", сразу перейдя на опытность его нового зама, генерала Васильева, который, собственно, и будет реально "рулить" в МВД. Подобная сдержанность по отношению к человеку, чья безоглядная верность президенту в стенах Думы простиралась так далеко, что дальше просто некуда, наводит на невеселые мысли: нехорошо было со стороны Владимира Путина отлучать от теплого кресла лидера думской партии столь преданного своего сторонника и ввергать его в пучину дел, коими занимается по всей нашей многострадальной стране МВД. Сомнительное поощрение. Дело оборачивается таким образом, что Грызлова скорее наказывают, чем поощряют. Майор (получил это звание в прошлом году) возглавил милицию – это тема для острот. А вот человек, ни дня не проработавший в "системе", – это уже прискорбно. И не прав г-н Гуров (коллега Грызлова по фракции и очевидно более подходящая кандидатура на должность министра), апеллирующий ко временам КПСС, когда "министров брали в аппарате ЦК, и они отлично справлялись с работой": те министры до работы в Центральном Комитете проходили огонь, воду и медные трубы на руководящих постах во всех звеньях власти, начиная с районной. И не важно, что власть эта была партийной – другой-то все равно не было. А вот за плечами Грызлова – лишь череда учрежденных им ООО, фондов и неудачные выборы в Законодательное собрание Санкт-Петербурга (об успехе "Единства" говорить, наверное, не стоит – то не его заслуга). МВД, да и вообще серьезной государственной службы тут, как говорят, и рядом не стояло...
Назначение Грызлова нельзя счесть следствием кадрового голода, наступившего в результате работы "принципа домино" – когда каждое следующее назначение требовало еще одного. Напомню, что тот же Илья Клебанов, тоже не последний человек в команде Путина, не раз "проходил" как вероятный министр обороны. Так что силовую обойму можно было укомплектовать и без Грызлова. Изъятие же лидера "Единства" из стен Думы может означать единственно возможную форму наказания за недавнюю бучу, устроенную им то ли по недомыслию, то ли по наущению людей, борющихся за влияние на Путина. Доказавший свою жизнеспособность принцип: брось чиновника на пропащее направление, а потом убери с глаз долой как не справившегося – достаточно прост, чтобы им не воспользоваться. Тем более что тут и карты в руки Грызлову – действуй, приятель, покажи, на что горазд, тут тебе и Рушайло (который и сам на сковороде) поможет, и даже, говорит, от чистого сердца, за просто так. Видимо, чтобы ни у кого и мысли не возникало о такой первопричине трансформации "медведя" в министры, Кремль через РИА "Новости" произвел утечку: "информированный источник" заявил, что с Грызловым все было согласовано две недели назад. Заметим: не пару дней назад, а две недели. То есть как бы Кремль и ухом не повел на весь скандал с вотумом в Думе и еще в те дни выказывал свое расположение бунтующему Грызлову, предлагая ему должность.
Что в осадке. Тут вполне уместны слова Анатолия Чубайса, сказанные им в другую эпоху и по иному поводу: "сильный ход". Владимир Путин фактически впервые за период своего президентского правления предпринял решительные действия на кадровом поле. В независимости от того, какова подлинная причина отставок и назначений – отход от "семейных" обязательств или рутинная структурная перестройка, – Путин дал повод заговорить о продуманности своих действий. Два дня прошло с тех пор, как он отпраздновал годовщину своего избрания на пост президента, – и вот, получите перестановки. Психологически все сделано правильно: на пике своей популярности (последние опросы дают Путину почти 75% поддерживающего его действия населения) президент вроде бы показывает, что если надо – то "тронет", если захочет – то переставит. Не беда, что пока недалеко и на одной плоскости. Шорох – он ведь в тишине хорошо слышен.