Не считая главы Минатома Евгения Адамова, во многом ставшего жертвой развернутой против него масштабной кампании по дискредитации, вчерашняя кадровая перетряска коснулась исключительно представителей так называемого силового блока. Сложно сказать, насколько нынешняя "рокировочка" отразится на улучшении порядка в стране и на реформе Вооруженных сил РФ, но созданный прецедент заставляет задуматься о дальнейшем развитии ситуации. Как известно, слухи об отставке правительства (или по крайней мере о серьезных изменениях в его кадровом составе) ходили достаточно давно. Поэтому вчерашние события не стали неожиданностью для большинства наблюдателей, и вопрос на сегодня сводится к тому, будут ли они иметь продолжение. Среди тех, кто комментировал происходящее, многие не преминули заметить, что "это только начало".
Если совершить небольшой экскурс в недавнюю историю, то можно вспомнить, что дамоклов меч отставок и кадровых перестановок завис как раз не над силовым, а над экономическим блоком правительства, включая самого премьера. Формальные причины тому в общем-то налицо: отсутствие реформ и реальных достижений в экономике, доведение в конце прошлого года до абсурда ситуации вокруг долгов Парижскому клубу, отсутствие договоренностей с МВФ и многое другое. И все же Путин начал именно с силовиков, не тронув (пока) проштрафившихся экономистов. Возникает резонные вопрос: решил ли президент сохранить экономический блок в его первоначальном виде, поддержав тем самым свой имидж политика либеральных экономических взглядов, или просто оставил его "на закуску".
Не исключено, что ответ появится достаточно скоро, хотя... В качестве одного из вариантов вполне можно предположить, что нынешним экономистам в правительстве повезет. Либеральный имидж (хотя бы в экспортном исполнении) для российского президента далеко не лишний, тем более, если учитывать всю сложность внешнедолгового вопроса и ухудшение конъюнктуры мировых сырьевых рынков. Ценой поддержания такого имиджа вполне может стать "неприкосновенность" либеральных экономистов в правительстве. Существует также определенная вероятность того, что на данный момент главе государства просто некем заменить такие фигуры как Герман Греф, Алексей Кудрин, Алексей Улюкаев и иже с ними. С появлением достойной на взгляд президента замены "рокировочка" будет осуществлена.
Другим вариантом развития событий можно считать как раз то самое "продолжение следует". В этом случае гарант Конституции решил лишь разнести по времени масштабные кадровые перестановки, оставив экономистов "на потом". Хорошим моментом для того, чтобы "покончить" с "проштрафившимися" либералами, может стать оглашение в начале апреля президентского послания. Тогда-то, заявив о новом видении экономического курса и вновь указав на грехи правительственных экономистов, можно будет вполне обоснованно отправить последних в отставку.
Судя по всему, представители экономического блока давно понимают, насколько сильно над ними сгустились тучи. И в этом случае становятся более понятными некоторые их действия, которые ранее вызывали удивление. Так, например, довольно необычно было еще совсем недавно слышать оптимистические прогнозы из уст Алексея Кудрина. Министр финансов говорил об ожидаемом четырехпроцентном экономическом росте и невысокой инфляции, и всё это на фоне признаков замедления в российской экономике. Теперь, похоже, мы получили объяснение его уверенности. Странным было и вчерашнее заявление правительственных чиновников по поводу незаключения годового соглашения о сотрудничестве с МВФ. Как известно, добиться его заключения не удавалось из-за невыполнения Россией некоторых требований Фонда. Затяжка с решением этого важного вопроса работала на понижение профессионального имиджа команды Касьянова. По этой причине вчерашнее "соломоново решение" правительства относительно отношений с МВФ, а главное, его "объективное обоснование" – уверенность в перспективах экономического роста и ресурса экономической стабильности – становятся более понятными. Из всего этого можно сделать вывод, что экономический блок правительства не уверен в сохранении своих позиций, и эту неуверенность еще усиливают вчерашние решения президента.
Все высказанное нами – не более чем предположения, хотя шансы сбыться у них достаточно велики. Хотелось бы только заметить, что в данной ситуации кадровые перестановки вряд ли приведут к качественному изменению ситуации. Скорее они только лишний раз подчеркнут слабость власти и ее неспособность контролировать ситуацию. Как известно, нечто подобное мы уже проходили при прежнем президенте. Результат известен всем. Хотя грабли в России – любимый инструмент не только работников сельского хозяйства.